Образец административного иска об отмене уведомления по результатам камерального контроля
Как признать незаконными и отменить уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, по допущенному нарушению, выразившееся вне предоставлении налоговой отчетности ФНО 328.00, по факту ввоза товаров с территории государства-члена ЕАЭС.
Согласно части первой статьи 9 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее АППК) каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный орган, к должностному лицу или в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Отказ от права на обращение в административный орган, к должностному лицу или в суд недействителен.
Согласно пункту первому статьи 96 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее НК) в редакции по состоянию на декабрь 2022 года в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:
по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;
по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.
Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения.
Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.
Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками.
В соответствии с пунктом вторым этой же статьи исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).
Исполнением налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, признается:
- в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;
- в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение.
В случае если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению.
Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.
Ниже прилагается образец административного иска к управлению государственных доходов о признании незаконными и отмене уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, решения о неисполнении уведомления, уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, решения о неисполнении уведомления.
в Суд ____________(наименование Суда)
Истец: ___ФИО_______
ИИН ______________
Место жительства: _________
Ватсап номер для связи с Судом______________
Ответчик: Республиканское государственное учреждение «Управление государственных доходов по ___________ району Департамента государственных доходов по ____________ области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан
БИН ______________
Место нахождения: _________
Ответчик: Республиканское государственное учреждение «Управление государственных доходов по городу __________ Департамента государственных доходов по ____________ области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан»
БИН ______________
Место нахождения: _________
Административный иск о признании незаконными и отмене уведомления №__________ от «____»_______202__ года, об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, решения №________ от «____»_____ 202__года о неисполнении уведомления, уведомления №________ от «____»________202__года, об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, решения №________ от «_____»______202__года о неисполнении уведомления
_ФИО___ (далее - истец) прописан и проживает в г._________, мкр.__дом__, квартира ____.
В качестве индивидуального предпринимателя истец зарегистрирован в ___________ районе _____________ области.
«_____»__________202__года, РГУ «Управление государственных доходов по ___________ району» (далее УГД по ___________ району) в адрес истца вынесено уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля №____________.
Согласно указанному уведомлению истцом допущено нарушение, выразившееся в не предоставлении налоговой отчетности ФНО 328.00 за период с «____»_____202_ по «____»________202__года, по факту ввоза товаров с территории государства-члена ЕАЭС.
«_____»______202__года истец, не согласившись с вынесенным уведомлением № ____________, направил в адрес УГД по _____________ району пояснение, где отразил информацию о проживании его как физическое лицо в г. ___________.
«_____»________202__года, РГУ «Управление государственных доходов по городу ___________» (далее ответчик, УГД по г._______) вынесено решение №_________ о признании уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, не исполненным.
«_____»_______202__года, УГД по _________ району в адрес истца также вынесено уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля №______________. Согласно данному уведомлению истцом допущено нарушение, выразившееся вне предоставлении налоговой отчетности ФНО 328.00 за период с «_____»________202__года, по «_____»_________202__года, по факту ввоза товаров с территории государства-члена ЕАЭС.
«______»______202__года истец, не согласившись с вынесенным уведомлением, направил в адрес УГД по ___________ району пояснение, где отразил информацию о проживании его как физическое лицо в г.____________.
«_____»________202__года, УГД по г.________ вынесено решение №____________ о признании уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, не исполненным.
Не согласившись с решениями УГД по г.________, истец обращается с настоящим административным иском в суд о признании незаконными и отмене состоявшихся решений УГД по г.__________, о признании уведомлений об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, не исполненными.
Требования мотивированы тем, что он зарегистрирован как налогоплательщик в городе __________. Пояснение по первоначальному уведомлению мною направлено, однако решение вынесено по истечении 20 календарных дней.
Кроме того, уведомления вынесены УГД по ______________ району, а решения о их неисполнении вынесены УГД по г.___________, что является незаконным.
Доводы ответчика о единой налоговой системы не могут быть, по моему мнению, приняты во внимание Судом.
Действительно, статьей 9 НК предусмотрено, что налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов).
Однако регистрация и учет налогоплательщиков в налоговых органах ведется в зависимости от их места нахождения либо проживания, что отражено в главе 9 НК.
Так, согласно статьи 74 НК уполномоченный орган ведет учет налогоплательщиков путем формирования государственной базы данных налогоплательщиков.
Государственная база данных налогоплательщиков является информационной системой, предназначенной для осуществления учета налогоплательщиков.
Согласно пункту четвертому этой же статьи регистрация физического лица, юридического лица, структурных подразделений юридического лица в качестве налогоплательщика включает в себя: 1) внесение сведений о данных лицах в государственную базу данных налогоплательщиков; 2) изменение и (или) дополнение регистрационных данных в государственной базе данных налогоплательщиков; 3) исключение сведений о налогоплательщике из государственной базы данных налогоплательщиков.
Согласно пункту седьмого этой же статьи в целях настоящего Кодекса признается: 1) местом жительства физического лица – место регистрации гражданина в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области миграции населения; 2) местом жительства гражданина Республики Казахстан, проживающего за пределами Республики Казахстан, не имеющего места регистрации в Республике Казахстан, – место последней регистрации гражданина в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области миграции населения; 3) местом нахождения индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой, – место преимущественного осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой, заявленное при постановке на регистрационный учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой.
Таким образом, несмотря на единость налоговой системы, регистрация налогоплательщиков, их учет и контроль за соблюдением требований налогового законодательства ведется органами государственных доходов территориально, в зависимости от места жительства или места нахождения налогоплательщика.
С учетом регистрации налогоплательщиков по месту их нахождения, статьей 96 НК также предусмотрено, что пояснение на уведомление подлежит направлению в орган государственных доходов, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.
Таким образом, при предоставлении пояснений на уведомления, истец обоснованно руководствовался нормами статьи 96 НК, а именно пояснение было направлено в УГД, вынесший уведомление, то есть по ______________ району.
Кроме того, необоснованны доводы ответчика УГД по г.____________, что истцом не были приложены к пояснениям документы, подтверждающие ввоз товара.
Необходимо отметить, что на момент предоставления истцом ответа на уведомление, статья 96 НК действовала в той редакции, где документы требовались в случае, если налогоплательщик ссылается на них в своем пояснении.
Из текста пояснений, данных истцом, следует, что какая-либо ссылка на те или иные документы, связанные с ввозом товара на территорию Республики Казахстан, отсутствует, поскольку истцом указывалось в пояснении о незаконности выставленных уведомлений ввиду того, что он не состоял на регистрационном учете в ____________ районе как физическое лицо, следовательно, необходимость представлять документы в адрес налогового органа не имелась, как по первому уведомлению, так и по второму, несмотря на то, что оно направлено было в __________ 2023 года, после внесения изменений в норму статьи 96 НК.
Учитывая, что на момент вынесения уведомлений в адрес истца, последний проживал и состоял на регистрационном учете в качестве налогоплательщика как физическое лицо в УГД г._____________, уведомления, вынесенные по результатам камерального контроля со стороны УГД ______________ района являются незаконными и подлежат отмене.
Таким образом, полагаю, что решения о признании уведомлений неисполненными приняты УГД по г.___________ незаконно, также являются обоснованными.
Принимая во внимание, что уведомления вынесены были другим государственным органом, УГД по г.____________ не имел оснований для вынесения решений о признании уведомлений незаконными.
С учетом вышеизложенного, прошу Суд прийти к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Полагаю, что учитывая указанные нормы АППК суд посчитает правильным признать незаконным приказ №_________ от «_____»_______202___года.
Согласно статье 109 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) с ответчика подлежит взыскать расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме ________(___________) тенге.
В соответствии с прилагаемым Договором на оказании юридической помощи №____ от «____»_________202_ года, и прилагаемой квитанции истец уплатил услуги адвоката Сагиданова С.С. в размере ________________(_________________) тенге.
Согласно статье 113 ГПК по ходатайству стороны, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны, понесенные ею расходы по оплате помощи представителя участвовавшего в процессе и не состоящего с этой стороной в трудовых отношениях, в размере фактически понесенных стороной расходов.
По имущественным требованиям общая сумма этих расходов не должна превышать десять процентов от удовлетворенной части иска. Расходы истца по оплате услуг представителя в сумме _________(_______________) тенге, документально подтверждены и не превышают установленного законом ограничения.
На основании вышеизложенного,
Прошу суд:
- Признать незаконными и отменить уведомление _________ от «____»______202__года, об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, решение №____________ от «____»_______202__года, о неисполнении уведомления, уведомление №__________ от «_____»_____202__ об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, решение №____________ от «____»________202__года о неисполнении уведомления.
- Обязать РГУ «Управление государственных доходов по __________ району Департамента государственных доходов по _____________ области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» и РГУ «Управление государственных доходов по городу ________ Департамента государственных доходов по ___________ области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов ___ФИО___.
- Взыскать с РГУ «Управление государственных доходов по __________ району Департамента государственных доходов по _____________ области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» в пользу __ФИО________ судебные расходы по оплате помощи представителя в сумме ________(_____________) тенге.