Образец административного иска о признании незаконными действий снятия НДС
Как отменить снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость если по результатам проверки Вас не оказалось по месту регистрации?
В статье 70 НК регламентировано, что налоговым обследованием является иная форма государственного контроля, осуществляемая налоговыми органами с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента).
Налоговое обследование проводится в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента). Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые в порядке, определенном НК.
Одними из оснований для проведения налогового обследования является невозможность вручения налогоплательщику (налоговому агенту) извещения о проведении налоговой проверки, предписания, заключения по результатам камерального контроля, предварительного акта налоговой проверки, акта налоговой проверки, решения об ограничении в распоряжении имуществом и (или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества.
По результатам налогового обследования составляется акт налогового обследования, в котором указываются: место, дата и время составления; должность, фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налогового органа, составившего акт; наименование налогового органа; фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого; фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование налогоплательщика, его идентификационный номер; информация о результатах налогового обследования.
Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления акта налогового обследования, которым установлено отсутствие налогоплательщика по месту нахождения, указанному в его регистрационных данных, размещает на интернет - ресурсе уполномоченного органа информацию о таком налогоплательщике с указанием его идентификационного номера, наименования или фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), даты проведения акта налогового обследования.
В случае установления в результате налогового обследования, проведенного по основанию, указанному в подпункте 3) пункта 2 настоящей статьи, фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, налоговый орган направляет такому налогоплательщику уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.
В течение двадцати рабочих дней с даты направления налоговым органом уведомления о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика, налогоплательщик обязан в явочном порядке представить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования с приложением нотариально засвидетельствованных копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика.
В случае неисполнения налогоплательщиком требования, указанного в части первой настоящего пункта, налоговый орган осуществляет одно из следующих действий: приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 118 НК либо производит снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном пунктом 4 статьи 85 НК, в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока, установленного настоящим пунктом для представления письменного пояснения.
В случае, указанном в подпункте 1) части четвертой пункта 5 настоящей статьи, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня приостановления расходных операций по его банковским счетам обязан в явочном порядке представить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия по месту нахождения в момент налогового обследования.
В случае неисполнения налогоплательщиком требования, установленного частью первой настоящего пункта, налоговый орган производит снятие такого налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном пунктом 4 статьи 85 НК.
Согласно подпункту 2) пункта 4 статьи 85 НК снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании решения налогового органа по форме, установленной уполномоченным органом, производится без уведомления налогоплательщика в случае неисполнения налогоплательщиком требования, указанного в части первой пункта 5 статьи 70 НК, в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока, установленного частью первой пункта 5 статьи 70 НК, для представления письменного пояснения.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 5 статьи 85 НК решение о снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость выносится налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика не позднее пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного частью первой пункта 5 статьи 70 НК, в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 4 настоящей статьи.
В статье 14 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) провозглашен принцип запрета злоупотребления формальными требованиями, согласно которому административному органу, должностному лицу запрещается отказывать в реализации, ограничивать, прекращать право участника административной процедуры, а также возлагать на него обязанность с целью соблюдения требований, не установленных законодательством Республики Казахстан.
Ниже прилагается образец административного иска о признании незаконными действий по снятию с учета по налогу на добавленную стоимость.
в Суд ____________(наименование Суда)
Истец: ТОО «___________»
БИН___________
Место нахождения ___________
Ват сап номер для связи с Судом______________
Ответчик: Республиканское государственное учреждение «Управление государственных доходов по __________ району Департамента государственных доходов по городу _________ Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан»
Место нахождения ___________
Административный иск о признании незаконными действий по снятию с учета по налогу на добавленную стоимость
«____»_______202_ года, ответчик выставил в адрес истца уведомление №_____________ об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля (далее – уведомление 1), которым сообщил истцу о нарушениях, выявленных по форме налоговой отчетности (далее – ФНО) 100.00 за период времени с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, 110.00, 150.00. 22 октября 2022 года ответчик выставил аналогичное уведомление за №________ (далее – уведомление 2).
Ответчик предложил истцу добровольно устранить нарушения в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления, одним их способов, предусмотренных пунктом 2 статьи 96 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее – НК), и предупредил о последствиях неисполнения уведомления.
«_____»______202_ года, в ___ часов ____ минут сотрудником ответчика __ФИО___ составлен акт (протокол) налогового обследования, согласно которому установление отсутствие истца по месту регистрации по адресу: город ___________, улица _________, дом ____.
В акте указано о привлечении понятых _ФИО___ и ___ФИО___.
«_____»_______202__ года, ответчиком вынесено и направлено истцу уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствии) налогоплательщика.
Истец исполнил уведомление от «____»______202_ года, путем подачи дополнительной налоговой отчетности за 202_ год.
«____»_______202__ года, истец подал ответчику пояснения на уведомление от «____»______202_ года, в которых отразил, что им поданы дополнительные формы налоговой отчетности.
«_____»________202_ года, ответчиком вынесено решение о признании уведомления от «____»______202_ года, не исполненным.
«_____»______202__ года, ответчиком вынесено решение №_________ о снятии истца с регистрационного учета по НДС с «____»________202_ года (далее – решение о снятии с учета по НДС).
Основанием для снятия указано отсутствие по месту нахождения со ссылкой на акт налогового обследования от «_____»______202__ года.
«____»__________2023 года, ответчиком составлен акт (протокол) налогового обследования, которым подтверждено нахождение истца по месту нахождения по адресу: город __________, улица _________, дом ____.
Таким образом, истец просит признать незаконными действия ответчика по снятию его с учета по НДС и обязать восстановить в регистрационном учета в качестве плательщика НДС с «____»_______202_ года.
Так как выводы ответчика о не подтверждении места его нахождения являются необоснованными.
Согласно прилагаемым доказательствам, в том числе справкой охранной организации подтверждается факт нахождения истца по месту регистрации.
Считаю, что сотрудники ответчика не приходили в офис истца «___»_____202_ года, что подтверждается журналом посещений.
Исходя из изложенных норм НК, поскольку основанием для снятия истца с учета по НДС указано отсутствие его по месту нахождения, а также принимая во внимание, что ответчиком в отношении истца были приняты решения о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика, ответчик не имел права принимать решение о снятии истца с регистрационного учета по НДС.
Устно ответчик неоднократно признал факт вынесения распоряжений о приостановлении расходных операций по банковским счетам истца в связи с неисполнением последним уведомления №_________ от «____»_________202__ года.
В силу требований подпункта 2) пункта 4 статьи 85 НК налоговый орган не вправе снимать налогоплательщика с учета по НДС в случае наличия у последнего открытых банковских счетов. Указанный факт является самостоятельным основанием для признания незаконным незаконными действий ответчика по снятию истца с учета по НДС.
АППК устанавливает требования к административному акту, к которым относятся законность и обоснованность.
Согласно подпункту 4) части 1 статьи 80 АППК, в административном акте указываются описание вопросов, разрешаемых при принятии административного акта, и обоснование административного акта.
Таким образом, установлено, что ответчиком были нарушены принципы возложенные на налоговые органы задачи по обеспечению соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан, принципы налогообложения, а также принципы административного административных процедур и административного судопроизводства.
Руководствуясь статьей 16 АППК, провозглашающей принцип активной роли суда, а также статьей 129 АППК, возлагающей бремя доказывания на ответчика, прошу Суд предложить ответчику представить Суду при рассмотрении настоящего иска дополнительные доказательства в подтверждение обоснованности направления истцу уведомления №_______ от «____»______202__ года, о подтверждении места нахождения (отсутствии) налогоплательщика, в том числе заявить ходатайство о допросе в качестве свидетелей понятых, указанных в акте налогового обследования от «____»________202__ года.
В случае если ответчик не сможет сообщить суду контактные данные понятых, так как указанные данные не представлены в акте, а именно: в нарушение требований пункта 3 статьи 70 НК в акте налогового обследования не указаны имена и отчества понятых, дата выдачи им удостоверений личности, адреса места жительства. Прошу отнестись критично к акту налогового обследования от «____»_________202_ года, об отсутствии истца по месту нахождения.
Истцом представлены доказательства, в том числе копия журнала посещений от «____»__________202_ года, а также справка охранной фирмы свидетельствуют о не посещении сотрудниками ответчика здания, в котором располагается офис истца в целях налогового обследования места нахождения истца.
Факт нахождения истца по адресу: город _________, улица _______, ____, помимо прочих доказательств, подтверждается составленным ответчиком «_____»________202__ года актом налогового обследования.
Таким образом, ответчик позднее признал факт нахождения истца по указанному адресу.
При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствовали законные основания для вынесения решения от «_____»_________202_ года о снятии истца с регистрационного учета по НДС. Ответчиком нарушен принцип охраны права на доверие, согласно которому доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами Республики Казахстан.
В силу требований части 1 статьи 84 АППК, нарушение законодательства Республики Казахстан об административных процедурах является основанием для признания административного акта незаконным, если такое нарушение привело, либо могло привести к принятию неправильного административного акта.
Частью 4 этой же нормы императивно установлено, что незаконный обременяющий административный акт подлежит обязательной отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 156 АППК, если иск об оспаривании обременяющего административного акта, затрагивающего права, свободы и законные интересы истца, является обоснованным и суд признает его незаконность, то он отменяет его полностью или в какой-либо части.
На основании вышеизложенного,
Прошу Суд:
- Признать незаконным с момента принятия и отменить вынесенное республиканским государственным учреждением «Управление государственных доходов по _________ району Департамента государственных доходов по городу _______ Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» решение от «________»___________202__ года о снятии товарищества с ограниченной ответственностью «_____________» с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость с «______»________202___ года.
- Обязать республиканское государственное учреждение «Управление государственных доходов по ______________ району Департамента государственных доходов по городу ________________ Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» восстановить товарищество с ограниченной ответственностью «____________» в регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость с «____»_________202_года.