Образец административного иска о признании незаконным уведомления об устранении нарушений
Как признать незаконным и отменить уведомление об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан?
Что делать если Вы согласно уведомлению налогового органа превысили установленный минимум оборота для обязательной постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), в связи, с чем необходимо подать заявление о регистрационном учете по НДС. Срок исполнения уведомления в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения. Как обжаловать действия налогового органа через Суд?
Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 статьи 82 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Кодекс) обязательной постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость подлежат юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, в порядке, определенном настоящей статьей.
В случае, если размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость превышает в течение календарного года минимум оборота, лица, подлежащие постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость.
Налоговое заявление подается не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение размера оборота над минимумом оборота.
Размер оборота определяется нарастающим итогом: иными налогоплательщиками – с 1 января текущего календарного года.
Размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма оборотов, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 1 статьи 369 настоящего Кодекса.
Минимум оборота (на 2021 год) составляет 30 000 - кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Согласно статье 9 Закона «О республиканском бюджете на 2021- 2023 годы» с 1 января 2021 года месячный расчетный показатель установлен в размере 2917 тенге.
Соответственно, минимум оборота на 2021 год составлял 87 510 000 тенге.
Ниже прилагается образец административного иска о признании незаконным уведомления об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан.
в Суд ____________(наименование Суда)
Истец: ИП «_____»
ИИН ______________
Место нахождения: _________
Ватсап номер для связи с Судом______________
Ответчик: Республиканское государственное учреждение «Управление государственных доходов по ___________ району Департамента государственных доходов по ____________ области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан
БИН ______________
Место нахождения: _________
Административный иск о признании незаконным уведомления об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан
ИП «________» состоит на регистрационном учете в Управлении.
С «____»________201_года применял специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.
С «____»_____202__года, перешел на общеустановленный порядок налогообложения.
«____»_______202__года, ИП «_______» представил очередную упрощенную декларацию для субъектов бизнеса (форма 910.00) за 1 полугодие 2021 года, в которой в строке 910.00.001 указал доход в сумме 0 тенге.
«____»_____202__года, представил дополнительную упрощенную декларацию для субъектов бизнеса (форма 910.00) за 1 полугодие 2021 года, в которой в строке 910.00.001 указал доход в сумме ____________(_______________) тенге.
«_____»_______202__года, представил первоначальную декларацию по индивидуальному подоходному налогу (форма 220.00) за 2021 год, в которой в строке 220.00.001 указал доход от реализации в сумме ___________ тенге.
«____»______202___года, Управлением в адрес ИП «_______» вынесено уведомление об устранении нарушений налогового законодательства №________ (далее – уведомление).
В уведомлении указано, что согласно результатам анализа выписанных счетов-фактур в электронной форме ТОО «Kas__ Pay» установлено, что оборот ИП «______» за 2021 год превышает установленный минимум оборота для обязательной постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), в связи, с чем необходимо подать заявление о регистрационном учете по НДС.
Срок исполнения уведомления в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения.
Истец настоящим не согласен с вынесенным уведомлением, и обращается настоящим иском в Суд о признании незаконным уведомления, так как сумма оборота за 2021 год не превышает минимум оборота для обязательной постановки на учет по НДС.
Истцу, не представляется возможным определить каким образом ответчиком произведен расчет оборота.
Истец ведет налоговый учет в тенге по методу начисления. Указание о превышении оборота на основании выписанных счетов-фактур ТОО «Kas__ Pay» является необоснованным и надуманным.
Кроме того, уведомление не соответствует требованиям законодательства, так как не подписано электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП), а также отсутствует оригинал на бумажном носителе.
Согласно формам налоговой отчетности ИП «_______» сумма оборота за 2021 год составила 87 503 441 тенге, что не превышает минимум оборота 87 510 000 тенге.
Между тем, оспариваемое уведомление вынесено Управлением по итогам анализа электронных счетов-фактур, выставленных ТОО «Kas___ Pay». Данный анализ проведен на основании письма Департамента государственных доходов по городу ________ от «_____»_____202__года, в котором указано, что по результатам мониторинга выписанных счетов фактур в электронной форме ТОО «Kas__ Pay», у 1290 налогоплательщиков за период 2021-2022 годы установлено превышение минимума оборота от реализации товаров (работ, услуг).
В силу статьи 15 АППК при осуществлении административной процедуры материалы, объекты, документы и сведения, представленные участником административной процедуры, считаются достоверными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо не установят обратное.
Административный орган, должностное лицо обязаны самостоятельно проверять подлинность материалов, объектов, документов и сведений при наличии сомнений в их подлинности.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 8 Кодекса добросовестность осуществления налогоплательщиком (налоговым агентом) действий (бездействия) по исполнению им налогового обязательства предполагается.
Нормами АППК установлены общие требования к административному акту, к которым относятся законность и обоснованность (часть 1 статьи 79 АППК).
Подпунктом 4) части 1 статьи 80 АППК предусмотрено, что в административном акте указываются описание вопросов, разрешаемых при принятии административного акта, и обоснование административного акта.
Аналогичные требования к уведомлению об устранении нарушений налогового законодательства содержит и пункт 3 статьи 114 Кодекса, согласно которому сведениями, которые должны быть отражены в уведомлении, являются, в том числе и основание для направления уведомления.
Оспариваемое истцом настоящее уведомление Управления не соответствует данным требованиям законодательства, поскольку не содержит в себе обоснования его выставления, в частности, расчета оборота истца.
При этом в силу части 3 статьи 129 АППК ответчик может ссылаться лишь на те обоснования, которые упомянуты в административном акте.
По доводам ответчика анализ выписанных ТОО «Kas__ Pay» в адрес истца ЭСФ за 2021 год подтверждает превышение минимального оборота с 15 августа 2021 года, оборот истца за 2021 год определен в размере 124 349 437 тенге.
Однако, истцу и при судебном разбирательстве истец предполагает, что ответчик не представит расчет оборота истца за 2021 год в размере 124 349 437 тенге.
Между истцом (партнером) и ТОО «Kas__ Pay» (оператором) «____»____ 202__года заключен договор на оказание услуг (договор присоединения) (далее – договор).
Согласно пункту 2.1 договора оператор оказывает партнеру сервис по услугам, обеспечивающим информационное и технологическое взаимодействие между партнером (бенефициаром), Банком при осуществлении операции, а также переводов денег в пользу партнера (бенефициара) по принятым от плательщиков (покупателей) платежам без участия третьих лиц, в том числе процессинг и генерацию QR-кода, а партнер обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 6.1 договора определено, что партнер оплачивает услуги в тенге в размере, указанном в Тарифах без НДС.
Из Тарифного плана Kas___ Pay следует, что оператором применяются различные ставки комиссии в зависимости от периода обслуживания, валюты перевода и вида операции, а их размер составляет от 0,95 % до 2,3 %.
Кроме того, в силу пунктов 8.10 и 8.11 договора взаимоотношения между партнером и покупателем, партнером и Банком регулируются партнером самостоятельно без участия оператора.
Обязательства партнера перед физическими лицами, во исполнение которых совершаются зачисления, возникают в порядке и по основаниям, установленным законом и (или) договором физического лица с партнером.
Отношения, из которых возникают указанные обязательства, не входят в предмет регулирования настоящего договора и не порождают, для оператора каких бы то ни было обязанностей.
При этом из выписанных ТОО «Kas___ Pay» в адрес истца ЭСФ за 2021 год не усматривается вид и объем оказанных услуг, применение конкретного тарифа, поскольку в них отражена лишь общая сумма реализации оператором в конкретном периоде услуг по договору.
При таких обстоятельствах, истец полагает, что выписанные ТОО «Kas___ Pay» в адрес истца ЭСФ за 2021 год, подтверждают расходы истца, а не его доходы.
Следовательно, отсутствует взаимосвязь между вознаграждением, выплачиваемым истцом в пользу ТОО «Kas___ Pay», и получаемым истцом доходом от реализации товаров, работ и услуг третьим лицам (покупателям), а также размером его оборота.
Более того, в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 192 Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом, налогоплательщик (налоговый агент) осуществляет ведение налогового учета в тенге по методу начисления в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Метод начисления является методом учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалента.
Налогоплательщик (налоговый агент) на основе налогового учета по итогам налогового периода определяет объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, и исчисляет налоги и платежи в бюджет.
На основании изложенного, истец полагает, что определение Управлением оборота истца за 2021 год на основании анализа выписанных ТОО «Kas___ Pay» в адрес истца ЭСФ, подтверждающих расходы истца, является незаконным и противоречит правилам налогового учета.
Следовательно, уведомление Управления основано на предположениях о возможном превышении оборота истца за 2021 год минимума оборота для обязательной постановки на регистрационный учет по НДС, что нарушает принципы достоверности (статьи 15 АППК) и приоритета прав (статья 12 АППК), согласно которому все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.
Таким образом, уведомление не отвечает требованиям законности и обоснованности, поскольку на момент его выставления указанное в нем нарушение налогового законодательства Управлением достоверно не установлено, следовательно, отсутствовали основания для его вынесения.
В силу части 4 статьи 84 АППК незаконный обременяющий административный акт подлежит обязательной отмене. Учитывая отсутствие законных оснований для вынесения ответчиком оспариваемого истцом уведомления, истец полагает, что суд придет к выводу о признании его незаконным и отмене.
Согласно статье 109 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) с ответчика подлежит взыскать расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме ________(___________) тенге.
В соответствии с прилагаемым Договором на оказании юридической помощи №____ от «____»_________202_ года, и прилагаемой квитанции истец уплатил услуги адвоката Сагиданова С.С. в размере ________________(_________________) тенге.
Согласно статье 113 ГПК по ходатайству стороны, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны, понесенные ею расходы по оплате помощи представителя участвовавшего в процессе и не состоящего с этой стороной в трудовых отношениях, в размере фактически понесенных стороной расходов.
По имущественным требованиям общая сумма этих расходов не должна превышать десять процентов от удовлетворенной части иска. Расходы истца по оплате услуг представителя в сумме _________(_______________) тенге, документально подтверждены и не превышают установленного законом ограничения.
На основании вышеизложенного,
Прошу суд:
- Признать незаконным и отменить уведомление об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан от «____»_____202__года №__________.
- Взыскать с РГУ «Управление государственных доходов по __________ району Департамента государственных доходов по _____________ области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» в пользу ИП «__________» судебные расходы по оплате помощи представителя в сумме ________(_____________) тенге.