Образец административного иска о признании незаконным и отмене заключения об отказе в предоставлении права на земельный участок
Как признать незаконным и отменить заключение об отказе в предоставлении права на земельный участок.
Согласно статье 132 Административного процедурно – процессуального кодекса (далее АППК), при нарушении обременяющим административным актом прав, свобод и законных интересов истца он вправе предъявить иск об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в какой-либо его части.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 48 Земельного кодекса (далее ЗК), предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (аукционах), за исключением случаев, когда земельный участок или право аренды земельного участка предоставляется: физическим и юридическим лицам для эксплуатации и содержания зданий (строений, сооружений), принадлежащих им на праве собственности и (или) иных вещных прав, в том числе для расширения и реконструкции зданий (строений, сооружений) на прилегающей территории в соответствии с архитектурно-градостроительной и (или) строительной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Согласно пункта 1 статьи 52 ЗК, право собственности на здания (строения, сооружения) влечет за собой в установленном законодательством порядке право собственности на земельный участок, который занят указанными зданиями (строениями, сооружениями), кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления государственных юридических лиц на здания (строения, сооружения) влечет за собой в установленном порядке право постоянного землепользования на земельный участок, занятый указанными объектами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи.
Указанные права неотделимы друг от друга.
Пунктом 10 статьи 44-2 ЗК предусмотрено, что структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в течение двух рабочих дней с момента поступления заявления о предоставлении права на земельный участок определяет возможность (невозможность) его предоставления по заявленному целевому назначению в соответствии с утвержденным градостроительным документом.
В случае определения невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в течение двух рабочих дней структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, направляет заявителю мотивированный отказ с обоснованием причины невозможности отвода испрашиваемого земельного участка со ссылкой на нормы законодательства Республики Казахстан в его личный кабинет на веб-портале "электронного правительства".
В случае определения возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в течение пяти рабочих дней формируется его схема отвода.
Схема отвода земельного участка в течение одного рабочего дня с момента ее подготовки направляется одновременно на согласование государственным органам и иным организациям, перечень которых утвержден местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, города областного значения и акимом города районного значения.
В схеме отвода земельного участка указываются существующие инженерные коммуникации, а в случае необходимости предусматривается перенос инженерных коммуникаций за границы предоставляемого земельного участка.
Заключение согласующих государственных органов и иных организаций представляется в электронном виде в течение пяти рабочих дней с момента получения схемы отвода земельного участка.
Согласование схемы отвода земельного участка осуществляется без каких-либо примечаний и оговорок.
Субъекты естественных монополий дополнительно представляют технические условия на подключение к инженерным сетям.
В случае поступления от согласующих государственных органов и иных организаций отрицательного заключения в течение двух рабочих дней с момента его поступления структурным подразделением местного исполнительного органа, осуществляющим функции в сфере архитектуры и градостроительства, заявителю направляется мотивированный отказ в предоставлении права на земельный участок в его личный кабинет на вебпортале "электронного правительства".
Мотивированный отказ оформляется в виде заключения установленной формы структурного подразделения местного исполнительного органа, осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства.
В соответствии с Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 августа 2023 года № 287 утверждены «Правила оказания государственной услуги "Приобретение прав на земельный участок в черте города республиканского значения, столицы, городов областного и районного значения» (далее Правил).
Согласно пункта 6 данных Правил, государственная услуга оказывается услугодателем в два этапа.
Первый этап: определение возможности (невозможности) предоставления испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с градостроительным документом – в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней: сотрудник канцелярии услугодателя в течение 15 (пятнадцати) минут регистрирует поступившие документы и передает их на рассмотрение руководству услугодателя; в течение 1 (одного) рабочего дня руководство местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, города областного значения рассматривает поступившие документы и направляет их в структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, а аким города районного значения – в уполномоченный орган в сфере архитектуры и градостроительства района; руководитель уполномоченного органа в сфере архитектуры и градостроительства рассматривает документы, определяет ответственного исполнителя в день поступления документов; ответственный исполнитель уполномоченного органа в сфере архитектуры и градостроительства: в течение 2 (двух) рабочих дней определяет возможность (невозможность) его предоставления по заявленному целевому назначению в соответствии с утвержденным градостроительным документом; в случае определения возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в течение 5 (пяти) рабочих дней формирует схему отвода земельного участка, с указыванием существующих инженерных коммуникации, а в случае необходимости предусматривается перенос инженерных коммуникаций за границы предоставляемого земельного участка; в течение 1 (одного) рабочего дня с момента подготовки схемы отвода земельного участка направляет одновременно на согласование государственным органам и иным организациям, перечень которых утвержден местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, города областного значения и акимом города районного значения в соответствии с подпунктом 1-3) пункта 2 статьи 16, подпунктом 1-2) статьи 18, частью второй статьи 19 Кодекса; в случае определения невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в течение 2 (двух) рабочих дней направляет услугополучателю мотивированный отказ с обоснованием причины невозможности отвода испрашиваемого земельного участка со ссылкой на нормы законодательства Республики Казахстан в его личный кабинет; согласующие государственные органы и иные организации в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения схемы отвода земельного участка представляют в электронном виде заключения.
Субъекты естественных монополий дополнительно представляют технические условия на подключение к инженерным сетям, в срок: в течение 2 (двух) рабочих дней для технически и (или) технологически несложных объектов; в течение 5 (пяти) рабочих дней для технически и (или) технологически сложных объектов; в течение 2 (два) рабочих дня для мотивированного отказа в выдачи технических условий с предварительной схемой трасс наружных инженерных сетей.
Согласование схемы отвода земельного участка осуществляется без каких-либо примечаний и оговорок; ответственный исполнитель уполномоченного органа в сфере архитектуры и градостроительства в течение 1 (одного) рабочего дня с момента поступления положительного заключения от согласующих органов и организации направляет схему отвода земельного участка на согласование услугополучателю в его личный кабинет.
Услугополучатель согласовывает схему отвода земельного участка в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента ее поступления.
Истечение срока согласования услугополучателем схемы отвода земельного участка является основанием для мотивированного отказа в предоставлении права на земельный участок, который направляется уполномоченным органом в сфере архитектуры и градостроительства услугополучателю в течение одного рабочего дня в его личный кабинет.
В случае испрашивания земельного участка для целей строительства, в течение 2 (двух) рабочих дней с момента поступления технических условий на подключение к инженерным сетям от субъектов естественных монополий к схеме отвода земельного участка подготавливается архитектурно-планировочное задание.
В случае поступления от согласующих государственных органов и иных организаций отрицательного заключения в течение 2 (двух) рабочих дней с момента его поступления уполномоченным органом в сфере архитектуры и градостроительства услугополучателю направляется мотивированный отказ в предоставлении права на земельный участок в его личный кабинет.
Ниже прилагается образец административного иска о признании незаконным и отмене заключения об отказе в предоставлении права на земельный участок.
в Суд ____________
(наименование Суда)
Истец: ФИО_________
ИИН ____________
место жительства___________
ват сап номер для связи с Судом
______________
Истец: ФИО_________
ИИН ____________
место жительства___________
ват сап номер для связи с Судом
______________
Истец: ФИО_________
ИИН ____________
место жительства___________
ват сап номер для связи с Судом
______________
Ответчик: Аким города ________,
место нахождения___________
Ответчик: Государственное учреждение «Отдел архитектуры и градостроительства акимата города __________» (далее - ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата города ___________»)
место нахождения___________
Ответчик: Государственное учреждение «Отдел земельных отношений акимата города __________» (далее ГУ «Отдел земельных отношений акимата города __________»)
место нахождения___________
Административный иск
(о признании незаконным и отмене заключения об отказе в предоставлении права на земельный участок)
Согласно договора купли – продажи садового дома и права временного возмездного землепользования от «____»________20__года, __ФИО__, __ФИО__, __ФИО__ приобрели (купли) у __ФИО__ в равных долях садовый дом, общей пл. ___ кв.м., в том числе жилой пл. ____ кв.м. и права временного возмездного землепользования на земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, общей пл. ____ га, расположенного по адресу: город _______, улица ________, строение ____, со сроком по 20 сентября 2022 года.
До истечения срока временного возмездного землепользования, истцы обратились на имя акима города _________ с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
Постановлением акимата города __________ №________ от «____»________20__года, в предоставлении права землепользования на новый срок отказано, на основании того, что земельный участок для целей садоводства предоставляется из категории земель сельскохозяйственного назначения, сельских населенных пунктов и запаса.
Испрашиваемый земельный участок относится к категории земель населенного пункта города _________.
Не согласившись с данным постановлением, истцы обратились с иском в суд об оспаривании.
Однако решением Специализированного межрайонного административного суда №___, ___________ области от «____»________20__года, в удовлетворении административного иска __ФИО____ФИО____ФИО___ к акиму города ___________ о признании незаконным и отмене постановления акимата города ___________ об отказе в предоставлении права общего долевого временного землепользования на земельный участок, было отказано.
Из справки о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках от «____»________20__года, что за __ФИО____ФИО____ФИО__ __ФИО__. зарегистрировано право долевой собственности на недвижимое имущество, садовый дом, расположенное по адресу: город __________, ул. _____________, строение ___________, на основании договора купли – продажи от «____»________20__года.
«____»________20__года, __ФИО__ обратилась с заявлением к акиму города о предоставлении права на земельный участок, расположенный по указанному адресу, пл. _______га на праве временного возмездного долгосрочного общедолевого землепользования сроком на 60 месяцев, для размещения и обслуживания жилого дома.
Заключением согласующих органов и иных организаций от «____»________20__года, ГУ «Отдел земельных отношений акимата города ___________» не согласовано выдача земельного участка, в связи с несоответствием услугополучателя и представленных материалов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги требованиям установленных Правилами (отсутствуют правоустанавливающие документы, основания для предоставления без торгов).
ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата города ___________» также отказывает в выдаче архитектурно – планировочного задания на заявление __ФИО__, «____»________20__года.
Заключением ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата города ______________» от «____»________20__года, отказано в предоставлении права на земельный участок, в связи с отрицательным ответом согласующих органов на запрос о согласовании, согласно части 9 пункта 10 статьи 44-2 Земельного кодекса, отрицательное согласование ГУ «Отдел земельных отношений акимата города ___________».
Получив отказ, «____»________20__года, __ФИО__ обратилась к акиму города с жалобой на решение государственного органа в порядке досудебного урегулирования спора.
«____»________20__года, согласно ответа, жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с отказом в предоставлении права на земельный участок, __ФИО__ __ФИО__ __ФИО__ настоящим обращаются с иском в суд об оспаривании заключения от «____»________20__года, об отказе в предоставлении права на земельный участок.
Настоящий иск мотивирован тем, что правоустанавливающий документ в виде договора купли – продажи садового дома от «____»________20__года, имеется, право собственности на дом зарегистрирован в уполномоченном органе, что подтверждается справкой о зарегистрированных правах, соответственно требования истца подпадают под требования статьи 48 Земельного кодекса.
На запрашиваемом участке расположены деревья, забор и иные объекты, принадлежащие истцам, в связи, с чем они запрашивали указанную площадь земельного участка.
В будущем намерены на участке построить дома, гаражи и другие объекты, необходимые для индивидуального проживания истцов.
Вместе с тем, согласно решения _______ областного маслихата от «____»________20__года, №___ «О предельных (максимальных) размерах земельных участков, которые могут находиться в частной собственности граждан для ведения личного подсобного хозяйства (включая приусадебный и полевой наделы) в сельской местности на неорошаемых и орошаемых землях, а также садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства», максимальный размер земельного участка на гражданина в городах, для целей индивидуальной жилищной застройки, составляет 0,20 га.
Таким образом, в отказе в выдаче архитектурно – планировочного задания, ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата города __________» от «____»________20__года, указывается на несоответствие представленным материалам, установление недостоверности документов согласно Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства и отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок.
На основании данного заключения ГУ «Отдел земельных отношений акимата города ___________», заключением ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата города _________» от «____»________20__года, отказано в предоставлении права на земельный участок, в связи с отрицательным ответом согласующих органов на запрос о согласовании, согласно части 9 пункта 10 статьи 44-2 ЗК.
Статья 79 АППК предусматривает, что административный акт должен быть ясным для понимания, обеспечивать единообразное применение, исчерпывающе определять круг лиц, на которых распространяется его действия.
Согласно статье 80 АППК, обоснование административного акта, принятого в письменной (бумажной и (или) электронной) форме, не требуется, в случае если административный орган, должностное лицо принимают благоприятный административный акт, не затрагивающий права, свободы и законные интересы других лиц.
Однако из выданного заключения от «____»________20__года, об отказе в предоставлении права на земельный участок, не усматривается мотивированное обоснование отказа.
Так, в оспариваемом акте указано, что в связи с отрицательным ответом согласующих органов, в частности ГУ «Отдел земельных отношений акимата города _________» выдано заключение об отказе, при этом последний в своем ответе указывает на то, что отсутствуют правоустанавливающие документы на строение - дом для предоставления земельного участка без торгов.
В действительности, правоустанавливающие документы на строение – дом, расположенный по адресу: город ___________, улица ________, строение ___ - имеются (договор купли – продажи садового дома от «____»________20__года).
Однако в ходе проведения административной процедуры государственным органом данный документ не был исследован и ему не дана оценка.
Обоснования в заключении ГУ «Отдел земельных отношений акимата города _________» указанные в виде несоответствии услугополучателя и представленных материалов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги требованиям установленных Правил, не раскрыты, что автор текста имел виду, указывая на несоответствие, не понятно.
Таким образом, несмотря на соответствие подпункта 5 пункта 1 статьи 48 ЗК требованиям истца о предоставлении земельного участка, ответчики не мотивируя обоснований отказали в предоставлении участка.
Кроме того, из устных ответов ответчиков усматривается что одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка явилось завышенное требование размера площади, однако обоснования данному доводу в заключении не приведены.
При таких обстоятельствах, истец полагает, что Суд посчитает необходимым удовлетворить требование истца и признать заключение об отказе в предоставлении права на земельный участок от «____»________20__года незаконным.
В этой связи истцы полагают, что Суд посчитает необходимым повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка для размещения и обслуживания жилого дома, с учетом выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан.
Согласно части 1 статьи 109 ГПК, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно квитанции «_____»______20__года, истцом уплачена государственная пошлина в размере ________ тенге.
В соответствии с прилагаемым Договором на оказании юридической помощи №____ от «____»_________202_ года, и прилагаемой квитанции истец уплатил услуги адвоката Сагиданова С.С. в размере ________________(_________________) тенге.
Согласно статье 113 ГПК по ходатайству стороны, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны, понесенные ею расходы по оплате помощи представителя участвовавшего в процессе и не состоящего с этой стороной в трудовых отношениях, в размере фактически понесенных стороной расходов.
По имущественным требованиям общая сумма этих расходов не должна превышать десять процентов от удовлетворенной части иска. Расходы истца по оплате услуг представителя в сумме _________(_______________) тенге, документально подтверждены и не превышают установленного законом ограничения.
На основании вышеизложенного,
Прошу суд:
Признать незаконным и отменить заключение об отказе в предоставлении права на земельный участок от «____»______202__года.