Образец административного иска о признании незаконным и отмене уведомления об обращении взыскания на деньги на банковские счета дебиторов
Как признать незаконным и отменить уведомление об обращении взыскания на деньги на банковских счетах дебиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Казахстан «Об электронном документе и электронно-цифровой подписи» от 7 января 2003 года № 370-11 (далее - Закон), законодательство Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Согласно статье 114 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее - Налоговый кодекс), уведомлением признается направленное налоговым органом налогоплательщику (налоговому агенту) на бумажном носителе или электронным способом сообщение о необходимости исполнения последним налогового обязательства, а также полноты исчисления и своевременной уплаты социальных платежей, контроль за которыми возложен на налоговые органы.
Формы уведомлений утверждаются уполномоченным органом.
Уведомления налоговых органов являются административными актами, поскольку они порождают для обязанных лиц правовые последствия, содержат требования государства к налогоплательщикам (налоговым агентам) по действительным (скорректированным) налоговым обязательствам (исходя из применимых норм права и фактических обстоятельств), устанавливают конкретные обязанности и подлежат обязательному исполнению в предусмотренные Налоговым кодексом порядке и сроки.
Статья 78 Административного Процедурно-Процессуального Кодекса Республики Казахстан (далее АППК) предусматривает, что административный акт принимается в письменной (бумажной и (или) электронной) форме, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
В статье 1 Закона предусмотрено, что электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи (подпункт 12));
электронная цифровая подпись - набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания (подпункт 16)).
Приказом Министерства финансов Республики Казахстан «О некоторых вопросах налогового и таможенного администрирования» от 28 февраля 2018 года №146 утверждена форма уведомления о налоговой задолженности (Приложение 1) (далее - Приказ).
Приложение 1 Приказа предусматривает все необходимые реквизиты органа государственных доходов, регистрационный номер, дата вынесения, сведения о налогоплательщике, фамилия и инициалы руководителя, ссылки на положения Налогового кодекса, в свою очередь уведомление направляется и доставляется в кабинет налогоплательщика и на портал электронного правительства в автоматизированном режиме, и подтверждает достоверность их формирования, при этом не требуется ЭЦП Управления при отправке системой.
Порядок использования системы электронного документооборота (далее - СЭД) установлен в Правилах документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 703 (далее - Правила).
Согласно пункту 74 Правил, подписанные документы регистрируются и отправляются адресату (адресатам) в день их подписания (утверждения) или не позднее следующего рабочего дня, телеграммы и телефаксы - незамедлительно.
В СЭД допускается автоматическое присвоение регистрационного номера и даты документа при подписании электронного документа ЭЦП.
В пункте 76 Правил предусмотрено, что перед отправкой электронного документа проверяется правильность его оформления (наличие обязательных реквизитов электронного документа), в том числе проводится процедура проверки электронной цифровой подписи, проверки положительного результата электронной цифровой подписи и регистрационных свидетельств.
Ответственность за соответствие содержания электронного документа подлиннику бумажного документа несет государственный орган (организация) - отправитель.
В пункте 1 статьи 7 Закона предусмотрено, что электронный документ, соответствующий требованиям настоящего Закона и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе.
В случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, для оказания государственной услуги представляется электронная копия документа (пункт 4-1 статьи 7 Закона).
Таким образом, может быть использован как электронный документ, удостоверенный ЭЦП, так и электронная копия документа, воспроизводящая вид и информацию (данные) подлинного документа в электронно-цифровой форме.
Следовательно, при представлении копии документа в электронно-цифровой форме требуется наличие подлинника документа на бумажном носителе с печатью организации и подписью должностного лица.
Ниже прилагается образец административного иска о признании незаконным и отмене уведомления об обращении взыскания на деньги на банковские счета дебиторов.
в Суд ____________
(наименование Суда)
Истец: ИП «_________»
ИИН ____________
место нахождения___________
ват сап номер для связи с Судом
______________
Ответчик: Республиканское государственное учреждение «Управление государственных доходов по району _____________ Департамента государственных доходов по г.____________, Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан»
место нахождения___________
Административный иск
(о признании незаконным и отмене уведомления об обращении взыскания на деньги на банковские счета дебиторов)
«____»______202__года, Республиканским государственным учреждением «Управление государственных доходов по району ___________, Департамента государственных доходов по городу ___________ Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» (далее - Управление) в адрес индивидуального предпринимателя «_____________» (далее - предприниматель) направлено уведомление об обращении взыскания на деньги на банковских счетах дебиторов от «____»______202__года (далее - уведомление).
В обоснование настоящего искового требования предприниматель указывает, что на уведомление предприниматель сообщил, что не имеет задолженности перед ТОО «________________», предоставив чеки, акт выполненных работ, накладные на поставку товара, электронные счет фактуры, а также акт сверки об отсутствии задолженности, подписанное только истцом.
Однако ответчик не принял ответ, сославшись, что истец должен представить акт сверки взаиморасчетов который имеет печать и подписи обеих сторон.
Истец попытался найти ТОО «_______________» для подтверждения акта сверки, но товарищество отсутствует по местонахождению и не имеется контактов.
Вместе с тем, уведомление не содержит электронной цифровой подписи, ответчик также не имеет подлинного экземпляра уведомления на бумажном носителе на дату направления его копии истцу.
В соответствии с частью 4 статьи 6 АППК, нарушение принципов административных процедур и административного судопроизводства в зависимости от его характера и существенности влечет признание административных актов, административных действий (бездействия) незаконными, а также отмену вынесенных судебных актов.
В статье 7 АППК изложен принцип законности, согласно части 1 которой административный орган, должностное лицо осуществляют административные процедуры в пределах своей компетенции и в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
В соответствии с частью 3 статьи 13 АППК незаконный административный акт, принятый по вине административного органа, должностного лица, а также незаконное административное действие (бездействие), совершенное по вине административного органа, должностного лица, не могут повлечь обременяющие последствия для участника административной процедуры.
При отсутствии подписи, как в электронном, так и бумажном носителе, оспариваемое уведомление не может повлечь негативных правовых последствий для истца.
Истец полагает, что оспариваемое уведомление не соответствует принципам административных процедур и административного судопроизводства, в связи, с чем подлежат признанию незаконным.
Также истец полагает, необходимым отметить следующее: согласно статьи 123 Налогового кодекса в случае отсутствия у налогоплательщика (налогового агента), отнесенного в соответствии с системой управления рисками к категории высокого или среднего уровня риска, банковских счетов, а также при непогашении налоговой задолженности после взыскания за счет денег, находящихся на банковских счетах, проведенного в порядке, определенном статьей 122 настоящего Кодекса, налоговый орган в пределах образовавшейся налоговой задолженности обращает взыскание на деньги, находящиеся на банковских счетах третьих лиц, имеющих задолженность перед налогоплательщиком (налоговым агентом) (далее - дебиторы).
Налогоплательщик (налоговый агент) обязан не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности представить в налоговый орган, направивший такое уведомление, список дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности.
Согласно устному пояснению сотрудников ответчика сведения о дебиторе получено из информационных систем налоговых органов.
Вышеуказанной статьей Налогового кодекса предусмотрено, что не позднее двадцати рабочих дней со дня получения уведомления дебиторы обязаны представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиком (налоговым агентом), на бумажном или электронном носителе на дату получения уведомления.
В данном случае, у предпринимателя отсутствовала возможность исполнения данного уведомления ввиду отсутствия задолженности и невозможности связаться с ТОО «________________». Данное обстоятельство может быть установлено и подтверждено в ходе судебного процесса.
Статьями 8 и 12 АППК предусмотрено, что при рассмотрении административного дела административный орган, должностное лицо и суд обязаны, сохраняя объективность и беспристрастность, обеспечить каждому из участников административного дела равные возможность и условия для реализации их прав на всестороннее и полное исследование обстоятельств административного дела.
Все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.
Вышеуказанные принципы налоговым органом не соблюдены.
При таких обстоятельствах полагаю, что настоящий иск подлежит удовлетворению и Суд найдет представленные доводы истца обоснованными.
Согласно части 1 статьи 109 ГПК, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно квитанции «_____»______20__года, истцом уплачена государственная пошлина в размере ________ тенге.
В соответствии с прилагаемым Договором на оказании юридической помощи №____ от «____»_________202_ года, и прилагаемой квитанции истец уплатил услуги адвоката Сагиданова С.С. в размере ________________(_________________) тенге.
Согласно статье 113 ГПК по ходатайству стороны, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны, понесенные ею расходы по оплате помощи представителя участвовавшего в процессе и не состоящего с этой стороной в трудовых отношениях, в размере фактически понесенных стороной расходов.
По имущественным требованиям общая сумма этих расходов не должна превышать десять процентов от удовлетворенной части иска. Расходы истца по оплате услуг представителя в сумме _________(_______________) тенге, документально подтверждены и не превышают установленного законом ограничения.
На основании вышеизложенного,
Прошу суд:
- Признать незаконным и отменить уведомление об обращении взыскания на деньги на банковских счетах дебиторов №__________ от «____»______202__года.
- Взыскать с республиканского государственного учреждения «Управление государственных доходов по району _____________, Департамента государственных доходов по г.__________ Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» в пользу индивидуального предпринимателя «_____________» представительские расходы в сумме ________________ тенге.