Образец административного иска о признании незаконным и отмене распоряжения акима и о взыскании убытков
Как отменить распоряжение акима и взыскать убытки в случае предоставления участка вблизи опасного объекта - магистрального трубопровода без учета установленных требований к расстояниям.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 27-2 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» проектирование объектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечивать безопасность сооружений для жизни и здоровья человека и окружающей среды; строящиеся сооружения должны быть удалены от иных объектов на необходимое расстояние в соответствии с установленными нормами.
Ниже прилагается образец административного иска о признании незаконным и отмене распоряжения акима и о взыскании убытков.
в Суд ____________
(наименование Суда)
Истец: ФИО________
ИИН ____________
место жительства___________
ват сап номер для связи с Судом
______________
Ответчик: Аким _____________
место нахождения___________
Административный иск
(о признании незаконным и отмене распоряжения акима и о взыскании убытков)
Заключением городской комиссии по предоставлению земельных участков в собственность и землепользования от «____»_______202__года, за №___ истцу __ФИО__ предоставлен земельный участок по адресу: г.__________, село ___________, ул.________, ________, общей площадью ___________ га, для строительства индивидуального жилищного строительства, (далее – Земучасток) на праве временного возмездного землепользование (аренды) сроком на 2 (два) года.
Схема (план) Земучастка от «____»_______202__года, составленного НАО, согласовано акимом села ___________ и Отделом архитектуры от «____»_______202__года, где наглядно отражено расстояние Земучастка до магистрального трубопровода (нефтепровода), в одной части _________ м, в другой части – ______ м.
Приказом Отдела земотношений от «____»_______202__года, утвержден землеустроительный проект на Земучасток.
Распоряжением акима села ________ №_______ от «____»_______202__года, (далее – Распоряжение) истцу __ФИО__ предоставлен Земучасток.
«____»_______202__года, между истцом и гражданкой __ФИО__ и Отделом земотношений заключен договор аренды Земучастка за №________, со сроком аренды до «____»_______202__года.
Согласно акту перенесения (установления) границ земельного участка на местности от «____»_______202__года, составленного НАО, смежных землепользователей не имеется.
Схематический чертеж установления (восстановления) границ Земучастка согласован Отделом земотношений, где также наглядно отражено расстояние Земучастка до магистрального трубопровода (нефтепровода), в одной части ___ м, в другой части – ______ м.
«____»_______202__года, истцу выдан акт на Земучасток под кадастровым номером ________________.
По заказу истца в 2023 году разработан эскизный проект на строительство индивидуального жилого дома, которая в последующем согласована Отделом архитектуры «____»_______202__года.
«____»_______202__года, истцом получено письменное предупреждение №___ от АО «КаззолотоТрансОйл» о запрете строительства жилого дома по причине нахождения Земучастка в охранной зоне магистральных трубопроводов.
«____»_______202__года, получено письмо от АО «__________» об остановке строительства и сносе объекта, возведенного на Земучастке.
В этой связи, «____»_______202__года, истец обратилась с письменным заявлением на имя акима с.___________ о разъяснении ситуации и принятии мер по данному вопросу.
В последующем, после проведения оценки начатого строительства, истец «____»_______202__года, обратилась с письменной претензией к ответчику о выплате _______ тенге, на что был получен ответ от «____»_______202__года, о невозможности выплаты данной суммы.
Не соглашаясь с данным ответом, истец настоящим обращается в Суд с иском.
Требования истца также мотивированы началом строительства после получения документов, неоднократным обращением в устной и письменной форме к ответчику с просьбой об устранении допущенных нарушений прав по предоставлению Земучастка в охранной зоне магистрального трубопровода, но со стороны ответчика имеется полное бездействие, которое понудило истца произвести оценку незаконченного строительства и определить сумму фактически понесенного ущерба.
В соответствии со статьей 44-1 Земельного Кодекса Республики Казахстан (далее – Земельный кодекс) истцу __ФИО__ выдано уведомление согласно реестру очередников на получение земельного участка.
Истцом заключен договор аренды с Отделом земотношений, получен государственный акт на Земучасток, заказан эскизный проект на строительство индивидуального жилого дома, который согласован Отделом архитектуры, в дальнейшем начато строительство жилого дома.
Однако, при начале возведении строительства жилого дома на Земучастке, от АО «____________» в адрес истца поступили предупреждение от «____»_______202__года, о запрете строительства жилого дома по причине нахождения Земучастка в охранной зоне магистральных трубопроводов и письмо от «____»_______202__года, об остановке строительства и сносе объекта, возведенного на Земучастке.
В связи с чем, истец после получения указанных писем, приостановил строительство и неоднократно устно и письменно обращался к ответчику о принятии мер по данному вопросу.
К слову ответчиком также получено «____»_______202__года, обращение АО «_________» об отмене Распоряжения ввиду его нахождения в зоне магистрального нефтепровода.
В силу статьи 5 АППК, задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.
Административные процедуры и административное судопроизводство осуществляются на основе принципов, изложенных в главе 2 АППК.
Одним из основополагающих принципов АППК является принцип законности (статья 7 АППК).
Так, согласно статье 121 Земельного кодекса, к зонам с особыми условиями пользования землей относятся: охранные зоны магистральных трубопроводов; границы указанных зон и режим использования земель в них определяются органом, принявшим решение о предоставлении земель в собственность или землепользование, в соответствии с нормами и проектно-технической документацией.
Тем самым законодательно закреплено, что решение вопроса о предоставление земель относится к ведению местного исполнительного органа, в том числе в соответствии с установленными нормами.
Так, в соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан «О магистральном трубопроводе», охранная зона магистрального трубопровода – территория (на суше и (или) воде) с особыми условиями охраны и пользования, прилегающая к объектам магистрального трубопровода и предназначенная для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для безопасной и бесперебойной эксплуатации объектов трубопровода, в пределах которой ограничиваются или запрещаются виды деятельности, не совместимые с целями ее установления.
Согласно пунктам 5, 8 статьи 14 указанного Закона: в охранной зоне магистрального трубопровода запрещается: 4) возведение любых построек и сооружений; в целях обеспечения безопасности запрещается строительство любых объектов, не относящихся к магистральному трубопроводу, в пределах минимальных расстояний, установленных строительными нормами и правилами.
Согласно СП РК 3.05-101-2013 «Магистральные трубопроводы» Таблица Б1 – «Минимальные расстояния от трубопроводов до объектов, не относящихся к нефтепроводу», определено, что при номинальном диаметре нефтепровода от 500 мм до 1000 мм, минимальное расстояние (м) от оси нефтепроводов и нефтепродуктопроводов должно быть не менее 150 метров (страница 97).
В рассматриваемом случае, разных схем Земучастка, наглядно отражено расстояние Земучастка истца до магистрального трубопровода (нефтепровода), в одной части ____ м, в другой части – _______ м.
Следует отметить, что данные схемы Земучастка были предметом составления, изучения, согласования и утверждения не только стороны ответчика, но и земельной комиссией, Отдела архитектуры, Отдела земотношений, НАО.
То есть расстояние Земучастка, выданному истцу для индивидуального жилищного строительства, до магистрального трубопровода составляет менее 150 метров.
В свою очередь, магистральный нефтепровод «АО «_________», расположенный на территории с.___________, относится к опасным производственным объектам.
Тогда как, согласно пунктам 1, 4 статьи 27-2 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» проектирование объектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечивать безопасность сооружений для жизни и здоровья человека и окружающей среды; строящиеся сооружения должны быть удалены от иных объектов на необходимое расстояние в соответствии с установленными нормами.
Тем самым истцу предоставлен Земучасток для строительства жилого дома вблизи опасного объекта - магистрального трубопровода без учета установленных требований к расстояниям, что может в последующим привести к тяжким необратимым последствиям для жизни и здоровья людей, в том числе истца.
В силу части 7 статьи 84 АППК, незаконный благоприятный административный акт подлежит отмене только в случаях, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.
И одним из случаев в части 6 статьи 84 АППК определено: если административный акт затрагивает государственные или общественные интересы, безопасность государства либо может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей.
Далее, в соответствии со статьями 107, 160 АППК требование о возмещении убытков, причиненных ответчиком, сопряженное с административным актом, административным действием (бездействием), рассматривается специализированным районным и приравненным к нему административным судом; истец вправе предъявить одновременно с исками, указанными в статьях 132, 133, 134 и 135 АППК, требование о возмещении убытков, состоящих с этими требованиями в причинно-следственных связях.
Принимая выше установленные обстоятельства во внимание, истец полагает, что Суд придет к выводу, что в данном случае между принятием незаконного Распоряжения и требованиями истца о возмещении убытков, выразившиеся в затрате денежных средств для использования Земучастка по целевому назначению, имеется причинно-следственная связь.
Поскольку в соответствии со статьями 165-166 Земельного кодекса, убытки, причиненные землепользователям, подлежат возмещению в полном объеме в случаях ограничения права землепользования в связи с установлением особого режима землепользования и нарушения прав землепользователей; убытки, причиненные землепользователю в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа, а также действиями (бездействием) должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Республикой Казахстан или соответственно административно-территориальной единицей.
При определении размера компенсации в нее включаются:
1) стоимость земельного участка или права землепользования;
2) рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения;
3) стоимость затрат, связанных с освоением земельного участка, его эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением плодородия почвы, с учетом их инфляции;
4) все убытки, причиненные собственнику или землепользователю изъятием земельного участка на момент прекращения права собственности или землепользования, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами;
5) упущенная выгода.
Следовательно, понесенные истцом убытки, как сопряженные с принятием незаконного административного акта - Распоряжения, подлежат возмещению ответчиком в полном объеме.
Истец является пенсионером, находится в пожилом возрасте, то есть относится к социальной уязвимой категории населения, которая в свою очередь надеялась на законное получение земучастка, и, соответственно, принятый ответчиком незаконный административный акт не должно повлечь для истца обременяющие последствия.
Расчет убытков выглядит следующим образом ________________________.
Таким образом, исходя из критериев справедливости и разумности, характера и существа принципов законности и охраны права на доверие, полагаю, настоящий административный иск __ФИО__ подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 109 ГПК, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно квитанции «_____»______20__года, истцом уплачена государственная пошлина в размере ________ тенге.
В соответствии с прилагаемым Договором на оказании юридической помощи №____ от «____»_________202_ года, и прилагаемой квитанции истец уплатил услуги адвоката Сагиданова С.С. в размере ________________(_________________) тенге.
Согласно статье 113 ГПК по ходатайству стороны, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны, понесенные ею расходы по оплате помощи представителя участвовавшего в процессе и не состоящего с этой стороной в трудовых отношениях, в размере фактически понесенных стороной расходов.
По имущественным требованиям общая сумма этих расходов не должна превышать десять процентов от удовлетворенной части иска. Расходы истца по оплате услуг представителя в сумме _________(_______________) тенге, документально подтверждены и не превышают установленного законом ограничения.
На основании вышеизложенного,
Прошу суд:
- Признать незаконным и отменить распоряжение акима села _________ №_____ от «____»_______202__года, о предоставлении права временного возмездного земле пользования на земельный участок __ФИО___, расположенного по адресу: г.___________, село __________, ул._________, ___, общей площадью ________ га, для строительства индивидуального жилищного строительства.
- Взыскать с акима села __________ в пользу __ФИО___, убытки в сумме __________ тенге.
- Взыскать с акима села _________ в пользу __ФИО___, понесенные судебные расходы по оплате услуг представителя в размере _____________ тенге и расходы, связанные с производством оценки, в размере ____________ тенге, всего в сумме _____________________ тенге.