Образец адм иска о признании незаконным отказа в предоставлении права частной собственности на земельный участок
Как признать незаконным и отменить мотивированный отказ в предоставлении права частной собственности на земельный участок.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее АППК), суд при рассмотрении и разрешении административных дел обязан точно соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, конституционных законов, настоящего Кодекса, других нормативных правовых актов, подлежащих применению международных договоров Республики Казахстан.
В силу статьи 10 АППК, следует, что административный акт, административное действие (бездействие) считаются необходимыми, если в наименьшей степени ограничивают права, свободы и законные интересы участника административной процедуры.
Ниже прилагается образец административного иска о признании незаконным и отмене мотивированного отказа в части отказа в предоставлении права частной собственности на земельный участок.
в Суд ____________
(наименование Суда)
Истец: ФИО_________
ИИН ____________
место жительства___________
ват сап номер для связи с Судом
______________
Ответчик: коммунальное государственное учреждение «Управление городского планирования и урбанистики города ______»
место нахождения___________
Ответчик: коммунальное государственное учреждение «Управление земельных отношении города __________»
место нахождения___________
Административный иск
(о признании незаконным и отмене мотивированного отказа в части отказа в предоставлении права частной собственности на земельный участок)
«____»_____199__года, решением №___ исполкома районного Совета народных депутатов «О разрешении строительства жилых домов, пристроек аварийных и пристроек к существующим домостроениям на территории района» решено:
1) разрешить строительство жилых домов, пристроек аварийных и пристройку к существующим домостроениям на территории __________, ______________, сельских Советов народных депутатов согласно Приложения №1;
2) отделу по делам строительства и архитектуры оформить соответствующую документацию на строительство по утвержденным проектам;
3) исполкомам сельских Советов народных депутатов осуществлять соответствующий контроль за соблюдением застройщиками правил застройки сельских населенных пунктов, согласно Приложению №1 к данному решению: запись за №____, ________ сельский Совет – __ФИО__, село _________, улица _______ б/н.
В 199__году __ФИО__, (далее - истец) на выделенном земельном участке, площадью ________га, построен жилой дом, общей площадью _____ кв.метра, в том числе жилой площадью ______ кв.метра, расположенный по адресу: _________ область, ____________ район, п.__________, улица ___________, участок ___.
«____»_____199__года, постановлением Главы __________ районной администрации города ________ за №_________ «О выделении земельного участка в поселке _________, по улице _________ №___ для индивидуального строительства __ФИО__, постановлено:
1) Разрешить __ФИО__, строительство жилого дома на земельном участке, площадью ________га, по улице _________ в пос.__________;
2) В установленном порядке согласовать проект дома;
3) Домостроение сдать в эксплуатацию до февраля 199__года;
4) Контроль за ходом строительства возложить на отдел коммунального хозяйства района. «____»_____20__года, истец обратилась в коммунальное государственное учреждение «Управление городского планирования и урбанистики города __________» (далее – ответчик-1) с заявлением о предоставлении права частной собственности данного земельного участка, с целевым назначением для эксплуатации и обслуживания жилого дома.
«____»_____20__года, ответчик мотивированным отказом за №__________ отказал в предоставлении права частной собственности на земельный участок, площадью ______га, с целевым назначением – для эксплуатации и обслуживания жилого дома в связи тем, что государственная услуга оказывается в соответствии с приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 октября 2020 года № 301 "Об утверждении Правил по оказанию государственных услуг в сфере земельных отношений" с изменениями и дополнениями внесенными Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 августа 2023 года № 287.
Согласно пункта 6 главы 2 Правил по оказанию государственных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 октября 2020 года № 301, отсутствует возможность оказания государственной услуги в связи с несоответствием с градостроительным документом испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению (утвержденному генеральному плану и проекту детальной планировки).
Истец с настоящим административным иском обращается в Суд, требования мотивированы тем, что дом построен в 199__году, на основании полученного разрешения №______ от апрель 199___года, выданного инспектором ГАСК ________ области, срок начала строительства с апреля 199__года, и окончания апрель 199___года, при наличии разработанного проекта индивидуального жилого дома, утвержденного Отделом по делам строительства и архитектуры исполкома ________ районого Совета народных депутатов от «____»_____19__года.
Истцом во исполнение указания КГУ «Управление земельных отношении города _____________» (далее – ответчик-2) разработан землеустроительный проект, который также не был утвержден, на неоднократные обращения в акимат и ответчикам, вопрос не разрешался и документы по различным основаниям возвращались обратно, в силу не знания законов, документы на дом и земельный участок ранее не оформляли, думали, что получили разрешение и возвели дом.
В этой связи считаю отказ ответчика в предоставлении земли не обоснован и незаконен.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено земельным, экологическим, лесным, водным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о недрах, о растительном и животном мире, особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с частью 1 статьи 15 АППК, при осуществлении административной процедуры материалы, объекты, документы и сведения, представленные участниками административной процедуры, считаются достоверными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо не установят обратное, а таких основании не имеется, следовательно полагаю, что действия государственных органов (административного органа) должны быть последовательны и законы, тем самым ответчик отказывая в предоставлении земельного участка в собственность, осуществил не последовательность и не логичность действии, и практически нивелировав административные акты предыдущих административных (государственных) органов.
Ответчик-1 отказал в предоставлении право частной собственности на земельный участок, ссылаясь, что рассматриваемый земельный участок согласно пункта 6 главы 2 Правил по оказанию государственных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 октября 2020 года № 301, отсутствует возможность оказания государственной услуги в связи с несоответствием с градостроительным документом испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению (утвержденному генеральному плану и проекту детальной планировки).
В части доводов ответчика в административном акте, на утвержденный генеральный план и проект детальной планировки 202__года, то они приняты после выданного разрешения государственных органов ______ области и города ___, произведенной постройки жилого дома в 199__году, введенные ограничения административными органами по оспариваемому земельному участку осуществлены на много позже находящегося в эксплуатации построенного жилого дома, при этом срок их проектного освоения не установлен.
В связи с тем, что нормами Конституции Республики Казахстан ограничение гражданских прав человека допускается только законами, иные подзаконные нормативные правовые акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.
Так, в соответствии с требованиями статьи 65 Земельного кодекса собственники земельных участков и землепользователи обязаны использовать землю в соответствии с ее целевым назначением или функциональной зоной на землях населенных пунктов.
Неоформленный земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, относится к землям населенных пунктов, а в соответствии с частью 1 статьи 107 Земельного кодекса земельные участки, предоставленные для развития городов, поселков, сел и других поселении, относятся к категории земель населенных пунктов, следовательно полагаю, что мои требование о предоставлении права собственности на земельный участок в пользование обоснованы.
Согласно подпункта 2-1) части 2 статьи 16 Земельного кодекса отнесение земельных участков к землям общего пользования на землях населенных пунктов, а также исключение из состава земель общего пользования в связи с изменением их целевого назначения относятся к компетенции местного исполнительного органа города республиканского значения в области регулирования земельных отношении, следовательно это согласуется с тем, что уполномоченный орган города республиканского значения (город _________ в данном случае) в соответствии с подпунктом 6) части 2 статьи 14-1 Земельного кодекса вправе подготовить предложения и проекты решений местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы по предоставлению земельных участков и изменению их целевого назначения.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Земельного кодекса, не могут находиться в частной собственности земельные участки, занятые: для нужд обороны и государственной безопасности, оборонной промышленности, находящейся в государственной собственности; инженерно-техническими сооружениями, коммуникациями, возведенными для защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан; таможенных нужд; особо охраняемыми природными территориями; лесным фондом, за исключением земельных участков, перечисленных в пункте 4 статьи 128 настоящего Кодекса; водным фондом, за исключением земельных участков, перечисленных в пункте 2 статьи 133 настоящего Кодекса; магистральными железнодорожными сетями; автомобильными дорогами общего пользования, за исключением земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования, проданными государственной исламской специальной финансовой компании по решению Правительства Республики Казахстан в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан; территориями общего пользования в населенных пунктах, за исключением земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, находящимися на праве частной собственности, и необходимых для их обслуживания, таких ограничении по обстоятельствам дела не имеется.
Согласно технического паспорта на регистрируемый объект недвижимости от «____»_____20__года, жилой дом построен в 199__году, адрес расположения: город _________, ___________ район, микрорайон _________, улица ______, дом ___.
Согласно части 1 статьи 52 Земельного кодекса, право собственности на здания (строения, сооружения) влечет за собой в установленном законодательством порядке право собственности на земельный участок, который занят указанными зданиями (строениями, сооружениями), указанные права не отделимы друг от друга.
Разрешением №_______ от 201__года, АО «____» жилой дом подключен к электроснабжению, категории; договором на предоставление услуг водоснабжения и/или отведению сточных вод №_______ от «____»_____20__года, между ГКП на ПХВ «_____________» Управления энергетики и коммунального хозяйства города _________, коллективу жильцов и истцу предоставлены данные услуги; договором на периодическую проверку дымоходов и вентиляционных каналов индивидуальных жилых домов, квартир и коммунально-бытовых объектов №_______ от «____»_____20__года, между ТОО «____Газ-______» и истцом, осуществляются указанные услуги, проведен газопровод; договором на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов №_______ от «____»_____20__года, между ИП «__________» и истцом оказываются услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов; договором на предоставление услуг телекоммуникации с использованием местных линии между АО «Казахт_леком» и истцом предоставлены местная телефонная связь, интернет и иные услуги.
В настоящее время в доме проживают истец с членами семьи, указанное жилое помещение является единственным за указанными лицами, на испрашиваемый земельный участок обременения, юридические притязания и сделки не зарегистрированы, истец является опекуном и матерью ребенка (сына) являющегося инвалидом 1 группы и относится к социально уязвимым слоям населения, как лицо имеющее и воспитывающее ребенка с инвалидностью.
На земельный участок разработан и произведен землеустроительный проект по формированию земельного участка от «____»_____20__года, координаты границ земельного участка выверены и наложении со смежными границами земельных участков не имеют, согласование смежных собственников земельных участков получены, при этом согласно схемы к землеустроительному проекту, соседние земельные участки имеют государственные акты на земельные участки и кадастровые номера, за исключением истца.
Во исполнение частей 1 и 2 статьи 23 Земельного кодекса, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность гражданам и негосударственным юридическим лицам, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом не могут находиться в частной собственности.
При этом, в частной собственности граждан Республики Казахстан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением, то есть право собственности на здания (строения, сооружения) влечет за собой в установленном законодательством порядке право собственности на земельный участок, который занят указанными строениями, указанные права не отделимы друг от друга, тем самым отказ административного органа в предоставлении права собственности земельного участка не обоснован.
Истец вправе реализовать свои права на проживание и на жилище, с получением земельного участка в пользование, владение и распоряжение.
В соответствии с частью 3 статьи 13 АППК незаконный административный акт, принятый по вине административного органа, должностного лица, а также незаконное административное действие (бездействие), совершенное по вине административного органа, должностного лица, не могут повлечь обременяющие последствия для участника административной процедуры.
Совокупность вышеприведенных обстоятельств и доказательств по делу, дает истцу полагать, что у Суда будут иметься все основания сделать выводы, что отказ по основаниям изложенным ответчиком в административном акте нельзя признать законным и обоснованным, что в соответствии с частью 3 статьи 155 АППК при признании административного акта или его части незаконным, влечет его отмену, а также отмену всех юридических последствии, вытекающих из него либо из его части, если иное не указано в судебном решении.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 АППК, задачами административных процедур являются: полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц; достижение баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях.
Задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.
Следовательно, доводы истца в части действий ответчика и сам административный акт в виде мотивированного отказа с необоснованным отказом в предоставлении земельного участка в частную собственность, при изложенных ими обстоятельствах, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 109 ГПК, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно квитанции «_____»______20__года, истцом уплачена государственная пошлина в размере ________ тенге.
В соответствии с прилагаемым Договором на оказании юридической помощи №____ от «____»_________202_ года, и прилагаемой квитанции истец уплатил услуги адвоката Сагиданова С.С. в размере ________________(_________________) тенге.
Согласно статье 113 ГПК по ходатайству стороны, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны, понесенные ею расходы по оплате помощи представителя участвовавшего в процессе и не состоящего с этой стороной в трудовых отношениях, в размере фактически понесенных стороной расходов.
По имущественным требованиям общая сумма этих расходов не должна превышать десять процентов от удовлетворенной части иска. Расходы истца по оплате услуг представителя в сумме _________(_______________) тенге, документально подтверждены и не превышают установленного законом ограничения.
На основании вышеизложенного,
Прошу суд:
- Признать незаконным и отменить мотивированный отказ за №_________ от «____»_______202__года, в части отказа в предоставлении права частной собственности на земельный участок, площадью _______га, с целевым назначением – для эксплуатации и обслуживания жилого дома, расположенный по адресу город _______, _________ район, _________, улица ______, ___.
- Обязать коммунальное государственное учреждение «Управление городского планирования и урбанистики города _______» устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов ___ФИО___, путем принятия заявления по предоставлению права частной собственности на земельный участок.