Образец административного иска о признании незаконным и отмене постановления в части в РК
Skip to main content
+7 (702) 847 8020 +7 (747) 392 1958
garantplus.kz@mail.ru

Образец административного иска о признании незаконным и отмене постановления в части


Как признать незаконным и отменить возложение обязанности выкупить земельный участок согласно постановления акимата.

 

В соответствии с требованиями части 1 статьи 9 Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан (далее - АППК) каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный орган, к должностному лицу или в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно положениям статьи 132 АППК при нарушении обременяющим административным актом прав, свобод и законных интересов истца он вправе предъявить иск об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в какой-либо его части.

Обременяющий административный акт – акт, отказывающий в реализации, ограничивающий, прекращающий право участника административной процедуры или возлагающий на него обязанность, а также иным образом ухудшающий его положение (подпункт 3) части 1 статьи 4 АППК).

По смыслу части 1 статьи 136 АППК иск об оспаривании подается в суд в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до сведения в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49-1 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее - кодекс) изменение целевого назначения земельного участка осуществляется местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимом города районного значения, поселка, села, сельского округа (далее - МИО) по месту нахождения земельного участка.

Изменение целевого назначения земельного участка является государственной услугой и регулируется законодательством Республики Казахстан.

Согласно пункту 3 приложения №4 Правил оказания государственной услуги «Выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка» к приказу Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 01 октября 2020 года №301 «Об утверждении Правил по оказанию государственных услуг в сфере земельных отношений» (далее - правила), государственная услуга оказывается местными исполнительными органами областей, городов областного значения, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов (далее – услугодатель) по месту нахождения земельного участка.

Прием заявления об изменении целевого назначения земельного участка по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам и документов, указанных в пункте 8 Перечня, осуществляются через Государственную корпорацию «Правительство для граждан», либо через портал.

Заявление об изменении целевого назначения земельного участка, расположенного в черте населенного пункта, рассматривается в срок до восьми рабочих дней с момента его поступления в местный исполнительный орган (пункт 4 правил, пункт 2, 3 статьи 49-1 кодекса).

Согласно пункту 3 статьи 49-1 кодекса и подпунктам 2), 3), 4), 5), 6), 8) пункта 7 правил руководитель услугодателя (местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, города областного значения, аким города районного значения, поселка, села, сельского округа) в течение 1 (одного) рабочего дня направляет поступившее заявление в соответствующее структурное подразделение (далее – СП), осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, которое в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления определяет возможность использования земельного участка по заявленному целевому назначению, составляет схему использования земельного участка и направляет на согласование одновременно всем заинтересованным государственным органам и иным организациям.

В случае поступления от согласующих государственных органов и иных организаций положительного заключения о возможности использования земельного участка по заявленному целевому назначению в течение 2 (двух) рабочих дней с момента его поступления СП подготавливает итоговое заключение об изменении целевого назначения земельного участка и направляет в уполномоченный орган по земельным отношениям для подготовки проекта решения об изменении целевого назначения земельного участка.

Решение местного исполнительного органа об изменении целевого назначения земельного участка принимается в течение четырех рабочих дней с момента поступления итогового заключения об изменении целевого назначения земельного участка от соответствующего структурного подразделения местного исполнительного органа, осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства.

Решение местного исполнительного органа о согласии либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка направляется заявителю в течение трех рабочих дней после его принятия.

В случае подачи заявления в форме электронного документа посредством веб-портала «электронного правительства» решение местного исполнительного органа о согласии либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка направляется заявителю в форме электронного документа в срок не позднее трех рабочих дней после его принятия (пункт 5 статьи 49-1 кодекса).

Ниже прилагается образец административного иска о признании незаконным и отмене постановления в части.

 

в Суд ____________

(наименование Суда)

 

Истец: ФИО_________

ИИН ____________

место жительства___________      

ват сап номер для связи  с Судом

______________

 

Ответчик: Аким города _________________»

место нахождения___________   

 

Административный иск

(о признании незаконным и отмене постановления в части)

 

Согласно выписке из решения исполнительного комитета __________ городского Совета народных депутатов №___ от «____»_____199__года, __ФИО___ узаконены по ул.______________, кзасыпной дом, к-засыпная пристройка, пристройка, веранда тесовая, 2 сарая бревенчатых, 2 сарая к-засыпных, 3 сарая дощатых, гараж кирпичный, земельный участок площадью _____ м2 .

«____»_______199__года, __ФИО___ выдано регистрационное удостоверение №____.

На основании решения акима города от «____»_______200__года, №____ __ФИО___ выдан акт №__________ на право постоянного землепользования 2 (частной собственности) на земельный участок №______________, площадью ___________ га, целевым назначением «для ведения личного подсобного хозяйства» (далее – земельный участок).

18 сентября 2003 года между __ФИО___ (отец) и __ФИО___ (дочь) заключен договор дарения жилого дома и земельного участка, зарегистрированный в книге регистрации договоров «____»_______20__года, за №_________, в регистрирующем органе – «____»_______20__года.

__ФИО___ выдан акт на право частной собственности на земельный участок №____.

«____»_______20__года, зарегистрирован акт о приемке в эксплуатацию перепланировки дома (А), 2-х пристроек (А1, А2), 2-х сеней (а, а1), сарая (Г1) по ул.________, ___.

«____»_______20__года, истец обратился с заявлением об изменении целевого назначения земельного участка, принадлежащего на праве частной собственности, целевым назначением «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для жилого дома и его обслуживания» по причине – для приведения в соответствие с законодательством.

Постановлением – решением на изменение целевого назначения земельного участка №____________ от «____»_______20__года, аким города ___, постановил:

1. Изменить целевое назначение земельного участка площадью – ___ га (кадастровый №________) с целевого назначения «для ведения личного подсобного хозяйства» на целевое назначение «для жилого дома и его обслуживания», принадлежащего __ФИО___ на праве частной собственности по адресу: ул.___________.

 2. __ФИО___ внести изменения в идентификационный документ на земельный участок в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя акима города, курирующего данную сферу.

4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Далее постановлением акимата города №______ от «____»_______20__года, (далее - постановление) постановлено:

1. Изменить целевое назначение земельного участка площадью – ______ га (кадастровый №_____________), из них площадью – ___ га – бесплатно, площадью – ______ га посредством выкупа, выкупной ценой – ________ тенге, с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для жилого дома и его обслуживания», принадлежащего __ФИО___ на праве частной собственности, по адресу: ул. _____________ из земель населенного пункта. Земельный участок является делимым, ограничений и обременений не имеет.

2. __ФИО___ в десятидневный срок заключить с КГУ «Отдел земельных отношений акимата города _____________» договор выплаты кадастровой (оценочной) стоимости при изменении целевого назначения земельного участка.

3. Контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от выплаты кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка возложить на КГУ «Отдел земельных отношений акимата города ___________».

4. __ФИО___ внести изменения в идентификационный документ на земельный участок в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима города по курируемым вопросам.

6. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Истец настоящим обращается в Суд с иском, просит признать незаконным и отменить пункт 1 постановления в части возложения на собственника обязанности выкупить земельный участок, пункты 2 и 3 постановления, мотивируя тем, что истец, являясь по договору дарения собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома, в связи с приведением акта на землю в соответствие с действующим законодательством обратилась за изменением целевого назначения земельного участка.

Госуслуга оказана, решением от «____»_______20__года, целевое назначение изменено.

Однако при обращении получено оспариваемое постановление, которым также изменено целевое назначение земельного участка, но при условии выплаты кадастровой (оценочной) стоимости.

Считаю, нормы земельного законодательства, обязывающие собственника при изменении целевого назначения земельного участка выплатить разницу кадастровой стоимости в данном случае не подлежат применению.

В данном случае результатом рассмотрения заявления явилось вынесенное ответчиком постановление – решение на изменение целевого назначения земельного участка.

Но, не смотря на то, что госулуга оказана и закрыта «____»_______20__года, уже «____»_______20__года, ответчиком вынесено оспариваемое постановление, нарушающее в части права истца.

В силу статьи 13 АППК доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами Республики Казахстан.

Административный акт, административное действие (бездействие) считаются законными и обоснованными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо или суд не установят обратное в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Незаконное административное действие (бездействие), совершенное по вине административного органа, должностного лица, не могут повлечь обременяющие последствия для участника административной процедуры.

После принятого решения «____»_______20__года, отделом земельных отношений получено «____»_______20__года, письмо с заключением отдела строительства для рассмотрения и принятия решения по компетенции, после чего подготовлен проект оспариваемого постановления.

Действительно, пунктом 5 статьи 9 кодекса предусмотрено, что при изменении целевого назначения земельного участка, за исключением земельного участка, предоставленного с условием, установленным пунктом 7 статьи 44 настоящего Кодекса, для строительства объектов, предусмотренных генеральным планом населенного пункта, безвозмездно предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, под иные цели, по которым настоящим Кодексом предусмотрено платное предоставление земельных участков, собственник земельного участка обязан выплатить в доход бюджета сумму, равную кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, предусмотренной законодательством Республики Казахстан для измененного целевого назначения.

Из вышеуказанной нормы следует, что собственник, которому предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства обязан выплатить в доход бюджета сумму, равную кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, только в случае изменения целевого назначения земельного участка под иные цели.

При этом судом установлено, что еще в январе 199__года, __ФИО___ по ул.______ узаконены дом, надворные постройки и земельный участок, выдано регистрационное удостоверение, а в декабре 200__года, выдан акт на право постоянного землепользования (частной собственности) на земельный участок.

Далее, в сентябре 200__года, между __ФИО___ (отец) и __ФИО___ (дочь) заключен договор дарения жилого дома и земельного участка, зарегистрированный «____»_______20__года,.

Истцу выдан акт на право частной собственности на земельный участок №_______., а в октября 200___года зарегистрирован акт о приемке в эксплуатацию перепланировки дома и построек по ул._______________.

Указанное свидетельствует о том, что данный земельный участок более 30 лет используется для жилого дома и надворных построек, то есть его фактическое назначение не изменяется, а формулировка целевого назначения «для личного подсобного хозяйства» применена именно адморганом, в том числе при выдаче акта в декабре 200_ года.

Согласно пункту 1 статьи 6 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, №2717 от 22 декабря 1995 года, в соответствии с целевым назначением все земли в Республике Казахстан подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земли особо охраняемых природных территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

При этом личное подсобное хозяйство - вид деятельности для удовлетворения собственных нужд на земельном участке, расположенном в сельской местности и пригородной зоне согласно подпункту 37) статьи 12 кодекса.

Все мои доводы о том, что испрашиваемый земельный участок все время находился в пределах границы города, ответчиком не были опровергнуты в досудебных разговорах.

По сведениям ответчика, согласно Генеральному плану, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан №___ от «____»_______20__года, по адресу ул.______________________ предусмотрена территория усадебной застройки.

Данный объект недвижимости входит в черту населенного пункта города __________.

В жилищную зону входят земли жилой застройки, занятые строениями и предназначенные для застройки многоквартирными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками (пункт 3 статьи 107 кодекса).

Кроме того, Правила предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство были утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан 1 августа 2006 года за №726.

В данном документе определены нормы и порядки предоставления гражданам Республики Казахстан земельных участков под строительство жилого дома.

В частную собственность гражданам предоставляется ___ гектар бесплатно, повторное бесплатное предоставление земельных участков для указанной цели не допускается.

Вместе с тем, право собственности у истца (правопреемника) возникло в 199__году, до введения вышеуказанных правил, кроме того истец не просит предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, а просит изменить целевое назначение «для жилого дома и его обслуживания», который принадлежит истцу на праве собственности. Следовательно, полагаю, что Суд посчитает, что положения пункта 5 статьи 9 и статьи 50 кодекса в данном случае не применимы, поскольку изменение целевого назначения земельного участка вызвано приведением в соответствие требованиям земельного законодательства, а не его изменением под иные цели.

Равно как и положения пункта 2 статьи 50 кодекса, согласно которому повторное бесплатное предоставление земельных участков для указанных целей не допускается, поскольку в данном случае изменение целевого назначения земельного участка, находящегося в частной собственности, не является повторным безвозмездным предоставлением.

Более того, согласно пункту 1 постановления следует, что изменено целевое назначение земельного участка посредством выкупа из земель населенного пункта, тогда как земельный участок находится в частной собственности (части 2 статьи 79, подпункт 4) пункта 1 статьи 80 АППК АППК).

В соответствии с частью 1 статьи 7 АППК, административный орган, должностное лицо осуществляют административные процедуры в пределах своей компетенции и в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

В силу части 4 статьи 6 АППК нарушение принципов административных процедур и административного судопроизводства в зависимости от его характера и существенности влечет признание административных актов, административных действий (бездействия) незаконными.

Нарушение законодательства Республики Казахстан об административных процедурах является основанием для признания административного акта незаконным, если такое нарушение привело, либо могло привести к принятию неправильного административного акта (часть 1 статьи 84 АППК).

При рассмотрении настоящего дела, уверен, что Судом будет установлено нарушение, как принципов, так и порядка проведения самой процедуры, соблюдение которых повлияло на принятие решения по заявлению, фактически принято два решения.

В соответствии с частью 1 статьи 156 АППК, если иск об оспаривании обременяющего административного акта, затрагивающего права, свободы и законные интересы истца, является обоснованным и суд признает его незаконность, то он отменяет его полностью или в какой-либо части.

Таким образом, при подтверждении в Суде представленных мною фактически обстоятельств спора и представленные доказательства, полагаю, что Суд посчитает, постановление в оспариваемой части подлежит признанию незаконным и отмене по вышеуказанным основаниям, в связи, с чем настоящий иск подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 109 ГПК, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно квитанции «_____»______20__года, истцом уплачена государственная пошлина в размере ________ тенге.

В соответствии с прилагаемым Договором на оказании юридической помощи №____ от «____»_________202_ года, и прилагаемой квитанции истец уплатил услуги адвоката Сагиданова С.С. в размере  ________________(_________________) тенге. 

Согласно статье 113 ГПК по ходатайству стороны, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны, понесенные ею расходы по оплате помощи представителя участвовавшего в процессе и не состоящего с этой стороной в трудовых отношениях, в размере фактически понесенных стороной расходов.

По имущественным требованиям общая сумма этих расходов не должна превышать десять процентов от удовлетворенной части иска. Расходы истца по оплате услуг представителя в сумме _________(_______________) тенге, документально подтверждены и не превышают установленного законом ограничения.   

На основании вышеизложенного,

 

Прошу суд:

 

  • Признать незаконным и отменить пункт 1 в части возложения на истца обязанности выкупить земельный участок, пункты 2 и 3 постановления акимата города №____ от «____»_________202__года.
  • Взыскать с КГУ «Аппарат акима города ________» в пользу __ФИО___ в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины в размере 1108 (одна тысяча сто восемь) тенге, а также расходов на представителя в размере _____________ тенге.
Адвокат Сагиданов С.С.

Просмотрты: 48

Здравствуйте, уважаемый посетитель нашего сайта.

Образцы всех представленных исковых заявлений, нашли свое подтверждение в положительных решениях, и именно по указанным основаниям Суды удовлетворили исковые заявления.

Настоящий сайт работает на благотворительной основе, а вся имеющейся информация предоставляется Вам безвозмездно.

Если информация для Вас оказалась действительно полезной, и есть возможность оказать поддержку сайту, направьте донат в размере 3000 тенге, либо в иной сумме по Вашему усмотрению на мобильный номер +7 702 847 8020 (Каспий Банк, Народный Банк) -Самат С.

Если в результате представленной информации Суд иск удовлетворил, полагаю возможным направить Вам 10 000 тенге. При поступлении от Вас донатов я буду знать, что помог Вам и моя работа кому то, оказалась действительно полезной.

Знайте, Вы хороший человек, а на любую жизненную ситуацию Вы обязательно найдете решение.