Образец административного иска о признании незаконным и отмене отказа в утверждении землеустроительного проекта
Как признать незаконным и отменить отказ управления земельных отношений города в утверждении землеустроительного проекта.
Согласно части 2 статьи 5 АППК задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.
Подпунктом 4) части 1 статьи 4 АППК определено, что административный акт – это решение, принимаемое административным органом, должностным лицом в публично-правовых отношениях, реализующее установленные законами Республики Казахстан права и обязанности определенного лица или индивидуально определенного круга лиц.
В силу статьи 132 АППК следует, что при нарушении обременяющим административным актом прав, свобод и законных интересов истца он вправе предъявить иск об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в какой-либо его части.
В соответствии со статьей 10 АППК при осуществлении административного усмотрения административный орган, должностное лицо обеспечивают справедливый баланс интересов участника административной процедуры и общества.
При этом административный акт, административное действие (бездействие) должны быть соразмерными, то есть являться пригодными, необходимыми и пропорциональными. Административный акт, административное действие (бездействие) считаются пригодными, если они приемлемы для достижения цели, установленной законами Республики Казахстан.
Административный акт, административное действие (бездействие) считаются необходимыми, если в наименьшей степени ограничивают права, свободы и законные интересы участника административной процедуры.
Административный акт, административное действие (бездействие) считаются пропорциональными, если общественное благо, полученное в результате ограничений прав, свобод и законных интересов участника административной процедуры, больше чем вред, причиненный этими ограничениями.
Согласно положений статьи 14 АППК административному органу, должностному лицу запрещается отказывать в реализации, ограничивать, прекращать право участника административной процедуры, а также возлагать на него обязанность с целью соблюдения требований, не установленных законодательством Республики Казахстан.
Ниже прилагается образец административного иска о признании незаконным и отмене отказа в утверждении землеустроительного проекта.
в Суд ____________
(наименование Суда)
Истец: ФИО_________
ИИН ____________
место жительства___________
ват сап номер для связи с Судом
______________
Ответчик: Коммунальное государственное учреждение «Управление земельных отношений города _____________________»
место нахождения___________
Административный иск
(о признании незаконным и отмене отказа в утверждении землеустроительного проекта)
«____»______199__года, распоряжением главы ________ сельской администрации за __ФИО__ закреплен земельный участок площадью ______ га, под индивидуальное строительство жилого дома.
«____»______199__года, __ФИО__ проживающему по адресу ________ область, _________ район, село _______, улица _________, выдан государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей площадью _________ гектаров.
«____»______20__года, __ФИО__ скончался, не обратившись за получением нового идентификационного документа в связи с изменением границ города ________.
«____»______20__года, супруге __ФИО__, __ФИО__ выдано свидетельство о праве на наследство по закону.
«____»______20__года, ТОО «__ Жер» разработан землеустроительный проект «Изменение идентификационных характеристик земельного участка».
«____»______20__года, __ФИО__ в соответствии с Правилами оказания государственной услуги «Утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков» обратился к ответчику с заявлением на утверждение землеустроительного проекта по формированию земельного участка.
«____»______20__года, коммунальным государственным учреждением «Управление земельных отношений города ________» (далее - Управление) выдан мотивированный отказ в утверждении землеустроительного проекта по формированию земельного участка, ввиду необходимости обращения с данным вопросом на имя акима города ___________, с заявлением о предоставлении земельного участка.
Истца просит удовлетворить требование, разъясняя позицию Суду, что исходя из ответа уполномоченного органа предлагают обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, считают, что со стороны ответчика намеренно ведется работа по затягиванию разрешения их вопроса, оснований для отказа в утверждении землеустроительного проекта не имеется.
Факт наличия государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землей от «____»______19__года, выданного __ФИО__ подтверждается.
Пунктом 11 статьи 43 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) закреплено что правоустанавливающие и идентификационные документы на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам до введения в действие настоящего Кодекса в соответствии с ранее действовавшим законодательством Республики Казахстан, сохраняют юридическую силу с учетом изменения прав на земельные участки, установленных земельным законодательством Республики Казахстан.
Замена таких документов на документы, удостоверяющие право собственности или право землепользования на земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется по желанию правообладателей.
Согласно положениям статьи 171 Кодекса правоустанавливающие и идентификационные документы на земельные участки, предоставленные физическим и юридическим лицам до введения в действие статьи 44-2 настоящего Кодекса, сохраняют юридическую силу.
В соответствии с подпунктом 7) пункта 2 Правил составления землеустроительного проекта по формированию земельных участков, утвержденный Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 3 июня 2022 года № 180 (далее - Правила), под землеустроительным проектом понимается – схема (план) земельного участка, сведения о площади земельного участка, его границы и местоположение, сведения о смежных собственниках и землепользователях земельных участков и об ограничениях, обременениях и сервитутах на земельные участки.
Согласно пунктам 3,5 Правил, разработка землеустроительного проекта осуществляется при предоставлении права на земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, и при упорядочении существующих земельных участков.
При упорядочении существующих земельных участков разработка землеустроительного проекта выполняется на основании заявления лица, заинтересованного в упорядочении земельного участка (далее – заказчик), и при наличии правоустанавливающего документа на земельный участок.
В силу пункта 6 Правил, процедура составления землеустроительного проекта осуществляется в следующей последовательности:
1) подготовительные работы (камеральные и полевые);
2) составление землеустроительного проекта;
3) рассмотрение и согласование землеустроительного проекта;
4) утверждение землеустроительного проекта.
Согласно пункту 19 Правил, утверждение землеустроительного проекта осуществляется в соответствии с Правилами оказания государственной услуги "Утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков", утвержденными приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 октября 2020 года № 301 (далее - Правила 2).
В силу Перечня основных требований к оказанию государственной услуги «Утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков» основаниями для отказа в оказании государственной услуги, установленные законами Республики Казахстан является;
1) установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;
2) несоответствие услугополучателя и (или) представленных данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги требованиям, установленным частями двенадцатой и тринадцатой пункта 8 статьи 44-1 Земельного кодекса Республики Казахстан.
Однако данных оснований для отказа в оказании государственной услуги по утверждению землеустроительного проекта, - не имеется.
Статьями 8,48 Земельного кодекса Казахской ССР утратившего силу Указом Президента Республики Казахстан «О земле» от 22 декабря 1995 года было предусмотрено право предоставление гражданам Казахской ССР в пожизненное наследуемое владение землей для строительства и обслуживания жилого дома.
Указом Президента Республики Казахстан от 5 апреля 1994 года «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений» утратившим силу Законом Республики Казахстан от 14 июля 1997 года «О внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан по регулированию земельных отношений» главам местных администраций разрешено в пределах установленной им Земельным кодексом Республики Казахстан компетенции по предоставлению земельных участков продавать гражданам право на пожизненное наследуемое владение землей и юридическим лицам (если их собственность не принадлежит государству) - право пользования, либо право аренды земельного участка.
Предоставление гражданам права на пожизненное наследуемое владение землей для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства в пределах установленных норм осуществлять бесплатно, а на участки, превышающие эти нормы, право пожизненного наследуемого владения землей может быть куплено гражданами у главы местной администрации.
Таким образом, в судебном заседании установлено и стороной ответчика не оспорено, что наследодатель __ФИО__ был наделен правом землепользования непосредственно государством, на основании распоряжения главы ___________ сельской администрации от «____»______19__года.
Данное распоряжение до настоящего времени никем не оспорено и не признано недействительным.
Согласно пунктам 1,2 статьи 40 Кодекса переход права землепользования в порядке универсального правопреемства означает возникновение права землепользования у правопреемника при наследовании по закону или при реорганизации юридического лица.
В случае смерти гражданина, которому земельный участок принадлежит на праве долгосрочного временного землепользования, право землепользования наследуется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Республики Казахстан.
Если договором временного землепользования не предусмотрено иное, в таком же порядке наследуется и право временного краткосрочного землепользования.
В реализацию наследственных прав истцом было получено свидетельство о праве на наследство на не имущественные права, которое является основанием, для дооформления прав на земельный участок - регистрации права землепользования; корректировки идентификационных данных в государственном регистре идентификационных данных, присвоения кадастрового номера и так далее.
Таким образом, мотивированным отказом в утверждении землеустроительного проекта по формированию земельного участка истец был лишен права привести в соответствие правоустанавливающие документы на земельный участок, полученный им по закону, которым он законно владеет и пользуется.
На основании вышеизложенного, полагаю, что согласно представленным в настоящем исковом требовании доводов Суд придет к выводу, что мотивированный отказ в утверждении землеустроительного проекта следует признать незаконным и отменить.
В данном случае стороне ответчика также необходимо руководствоваться принципом, закрепленным статьей 13 АППК, так доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами Республики Казахстан.
Административный акт, административное действие (бездействие) считаются законными и обоснованными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо или суд не установят обратное в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Полагаю, что Суд, посчитает, что, так как утверждение землеустроительного проекта, относится к компетенции ответчика как уполномоченного государственного органа, необходимо обязать ответчика пересмотреть землеустроительный проект истца и документы к нему с учетом правовой позиции суда и фактических обстоятельств, установленных судом.
Согласно части 1 статьи 109 ГПК, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно квитанции «_____»______20__года, истцом уплачена государственная пошлина в размере ________ тенге.
В соответствии с прилагаемым Договором на оказании юридической помощи №____ от «____»_________202_ года, и прилагаемой квитанции истец уплатил услуги адвоката Сагиданова С.С. в размере ________________(_________________) тенге.
Согласно статье 113 ГПК по ходатайству стороны, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны, понесенные ею расходы по оплате помощи представителя участвовавшего в процессе и не состоящего с этой стороной в трудовых отношениях, в размере фактически понесенных стороной расходов.
По имущественным требованиям общая сумма этих расходов не должна превышать десять процентов от удовлетворенной части иска. Расходы истца по оплате услуг представителя в сумме _________(_______________) тенге, документально подтверждены и не превышают установленного законом ограничения.
На основании вышеизложенного,
Прошу суд:
Признать незаконным и отменить отказ коммунального государственного учреждения «Управление земельных отношений города ___________» от «____»_______202__года, в утверждении землеустроительного проекта.