Ограничение прав предпринимателей в РК: Юридический анализ
Skip to main content
+7 (702) 847 8020 +7 (747) 392 1958
garantplus.kz@mail.ru
Иное (комментарии адвоката по ведению дел)

Как ограничивают права предпринимателей в Республике Казахстан нормативно правовыми актами?

Теги: Права

Почему п.98 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» - является не Конституционным?

В целях предоставления условных скидок для предпринимателей введен депозитарий для загрузки документов подтверждающих опыт работы юридического лица в прошлом.

Согласно п. 98 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее - Правила) «В случае предоставления потенциальными поставщиками недостоверной информации по документам, подтверждающим опыт работы потенциального поставщика, установленной при формировании и ведения электронного депозитария ведомство уполномоченного органа и его территориальные подразделения не позднее тридцати календарных дней со дня, когда им стало известно о таком факте, обращаются с иском в суд о признании такого потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок».

Таким образом, если Вы предоставили в Депозитарий недостоверную информацию, в том, числе ошибочно направленный документ то Вас вполне вероятно признают недобросовестным участником государственных закупок и фактически перекроют дальнейшую возможность участия в закупках на два года.

Отсюда вполне логичный вопрос, является ли п. 98 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648, законным и обоснованным?

Соответствует ли данный Приказ Конституции РК, и законно ли его применение?

Мой ответ – НЕТ!

Так как согласно п.6 Закона РК «О правовых актах» «Нормативные правовые приказы принимаются руководителями ведомств центральных государственных органов при наличии компетенции по их утверждению в нормативных правовых актах государственного органа, в структуру которого входит ведомство, и не могут затрагивать права и свободы человека и гражданина».

Согласно п.13 ст. 1 комментируемого Закона, под Правилами понимается – «Правила – нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности».

Таким образом, Приказ Министра МФ РК, не может самостоятельно определять основания включения предпринимателей в список недобросовестных участников государственных закупок.

Основания для включения в реестр недобросовестных участников должны определяться только и лишь Законом.

В соответствии п.4 ст. 12 Закона РК «О государственных закупках» «Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:

  1. потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение;
  2. потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;
  3. поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках».

Как видно из выше представленного перечня оснований для включения в список недобросовестных участников закупок, в реестр могут попасть только:

  • лица, предоставившие документы на участие в проводимых закупках;
  • уклонившиеся от заключения Договора;
  • поставщик не исполнивший, либо не надлежащим образом исполнивший заключенный Договор о государственных закупках.

При этом основания для включения в реестр недобросовестных участников, в связи с предоставлением предпринимателями ошибочно направленной информации в депозитарий отсутствуют.

Согласно п.4 ст. 26 Конституции РК, «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности…».

В этой связи п. 98 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» - не соответствует Конституции Республики Казахстан.

Но проблема в том, что после направления Казначейством в СМЭС иска о признании Вас недобросовестным участником государственных закупок, Суд в свою очередь вряд ли удовлетворит Ваше ходатайство о направлении в Конституционный Суд Республики Казахстан представления о признании п. 98 приказа не соответствующим Конституции (см. п.2 ст. 6 ГПК РК).

Так как норма позволяющая Суду или направить Конституционный Суд о признании нормативного акта не соответствующим Конституции или удовлетворения отвода Суду являются не рабочая. То есть на практике Судом указанная норма никогда не применяется.

Также предприниматели не вправе самостоятельно обратиться Конституционный Суд с требованием о признании п. 98 приказа не соответствующим Конституции.

Так как Конституционный Суд не принимает обращения от ИП или юридических лиц и рассматривает заявления только от физических лиц по вопросам не связанным с защитой предпринимательской деятельности.

Таким образом, п. 98 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648, является не соответствующим Конституции РК, но вряд ли Вы найдете защиту прав предпринимателя в Суде.

В настоящий момент ТОО «DaRKam Construction» (ДаРКам Констракшн) судом первой инстанции признано недобросовестным участником закупок, нами готовится обращение для привлечения в Суд Акмолинской области в качестве заинтересованного лица национальную палату предпринимателей РК «Атамекен».

Однако склонен полагать, что в апелляционной инстанции также не будет обеспечена защита прав предпринимателей, а НПП «Атамекен» в реальности не сможет чем-либо помочь, в данной ситуации. ТОО «DaRKam Construction» (ДаРКам Констракшн) занимало на 2020 года, 3 место среди предприятий г.Алматы по показателю «Динамика развития расчетов с бюджетом».

Рейтинг составлен на основании данных об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет 483 312 субъектов хозяйствования Республики Казахстан.

Однако в связи с не возможностью найти защиту прав предпринимателей в Республике Казахстан, полагаю, решение Суда первой инстанции оставят без изменений, что фактически приведет к банкротству ТОО «DaRKam Construction» (ДаРКам Констракшн).

Адвокат Сагиданов С.С.

Просмотрты: 140

Здравствуйте, уважаемый посетитель нашего сайта.

Образцы всех представленных исковых заявлений, нашли свое подтверждение в положительных решениях, и именно по указанным основаниям Суды удовлетворили исковые заявления.

Настоящий сайт работает на благотворительной основе, а вся имеющейся информация предоставляется Вам безвозмездно.

Если информация для Вас оказалась действительно полезной, и есть возможность оказать поддержку сайту, направьте донат в размере 3000 тенге, либо в иной сумме по Вашему усмотрению на мобильный номер +7 702 847 8020 (Каспий Банк, Народный Банк) -Самат С.

Если в результате представленной информации Суд иск удовлетворил, полагаю возможным направить Вам 10 000 тенге. При поступлении от Вас донатов я буду знать, что помог Вам и моя работа кому то, оказалась действительно полезной.

Знайте, Вы хороший человек, а на любую жизненную ситуацию Вы обязательно найдете решение.